Погребения и клады представили в отделе истории краеведческого музея
Раздел археологии обновили в отделе истории Иркутского краеведческого музея. Смысловым центром экспозиции стала инсталляция, представляющая посетителям одно из погребений знаменитой Глазковской культуры. В стеклянной витрине можно увидеть не только древний скелет, но и предметы, которые сопровождали древних людей в их загробной жизни.
– Глазковская культура относится к бронзовому веку, или к II–III тысячелетию до нашей эры, она была впервые выделена по материалам некрополя, который обнаружили в Иркутске в районе нынешнего парка им. Парижской коммуны, – рассказала научный сотрудник Иркутского краеведческого музея Мария Байбородина. – Впоследствии было найдено множество погребений в других местах, которые были соотнесены с этой культурой.
Артефакты, которые представлены в инсталляции, были найдены в погребении на реке Лене. Это нефритовые диски, возможно, украшавшие одежду, костяные иглы и каменные наконечники стрел.
В соседних витринах можно увидеть уникальные археологические находки эпохи палеометалла, которая охватывает период окончания каменного и до конца железного века. В первой витрине представлен так называемый Верхне-Метляевский клад, в котором находятся предметы бронзового века. Он был обнаружен в конце XIX века крестьянами Балаганского округа при распашке поля в окрестностях деревни Верхне-Метляево. Предметы, завернутые в бересту, лежали в земле на небольшой глубине. ВСОИРГО приобрело эту коллекцию за немалые деньги – 25 рублей. К примеру, лошадь в то время стоила 20 рублей.
Клад состоит из семи предметов: разбитого на две части меча, чекана – боевого топора, предположительно имевшего статусный характер, двух кольчатых ножей и трех кельтов – орудий для деревообработки, в том числе одного с «ушками». Все предметы были отлиты из бронзы, покрыты полудой и практически не несут следов употребления. Предполагается, что меч был скорее ритуального, нежели боевого назначения. Вероятно, это был набор предметов для переплавки, оставленный мастером-литейщиком.
Ученые датируют Верхне-Метляевский клад серединой – первой половиной I тысячелетия до нашей эры. Практически все предметы имеют аналоги среди археологического материала бассейна реки Енисей и, в частности, среди бронзовых предметов Минусинской котловины (юг Красноярского края и Хакасия).
– Долгое время, вплоть до 1950-х годов, некоторые ученые считали, что самостоятельного бронзолитейного производства и, соответственно, культуры бронзового века в Предбайкалье в древности не было, – отметил заведующий научно-фондовым отделом музея Григорий Иванов. – Эти культуры археологи долгое время напрямую связывали с кочевниками, которые в лесной зоне Предбайкалья обитать не могли. Однако множество бронзовых изделий, обнаруженных на этой территории, имеющих прямые аналогии в регионах с развитыми сообществами, но одновременно обладающих явными отличиями, говорят об обратном. И Верхне-Метляевский клад показывает синхронность развития человеческих сообществ в Восточной Сибири в эпоху бронзы.
В следующей витрине можно увидеть Корсуковский клад, который был обнаружен Петром Егоровичем Трифоновым в июне 1979 года при распашке поля в 3 км к юго-востоку от деревни Корсуково Качугского района Иркутской области. Бронзовые предметы, выполненные в скифо-сибирском стиле, находились в бронзовом же котле, устье которого было запечатано глиной.
– Комплекс художественной бронзы с Верхней Лены показывает наличие контактов между скотоводами степи и охотниками тайги, вероятнее всего, его принесли в верховья реки Лены с целью обмена из южных степных районов Предбайкалья на территории распространения скифских племен, – отметила Мария Байбородина. Предметы датированы VII веком до нашей эры. Из клада наиболее интересны два навершия в виде бегущего лося без рогов.
В экспозиции можно увидеть рельефные бляхи с изображением лошадей, змеи с головой быка, яков, характерных для племени гуннов, а также элементы конской сбруи, керамическую посуду, наконечники стрел и многое другое.