МногоЛиКий театр
Более четверти века радует зрителей фееричными, яркими, необыкновенными спектаклями Чунский театр «Песочные часы». Начавшийся с небольшого любительского театрального кружка, он дорос до звания народного. А еще благодаря ему в Чунском районе появился Центр театрального творчества «ЛиК», который сегодня объединяет семь театров и три театральных студии, где играют и малыши, и глубокие пенсионеры.
Театральное объединение «ЛиК» по-настоящему уникально, причем не только для Чунского района, а для всей Иркутской области. Ведь больше нигде нет такого театрального созвездия, как здесь. Народный театр «Песочные часы», детский образцовый театр «Диво», литературный театр «Образ», музыкальный театр «Лира», театр пластики и пантомимы «Люди в черном», народный театр кукол «Желтый чемоданчик», студия «Веселая карусель», молодежный театр «СмайлЛиК», студия ведущих театрализованных программ и студия массовых театрализованных представлений – все это «ЛиК».
Идейным вдохновителем создания большинства коллективов и организатором театрального движения в Чунском районе стала Лира Шеломенцева – бессменный режиссер и руководитель «Песочных часов».
– Мой путь на сцену, видимо, был предрешен, когда родители дали мне такое имя, – смеется Лира Владимировна.
А если серьезно, то все началось в 1991 году, когда после окончания Восточно-Сибирского института культуры Лира с мужем Евгением по распределению приехали в поселок Чунский. Перестроечное время трудно было назвать подходящим для творчества. Рушилась страна, одни за другими закрывались заводы и фабрики, люди месяцами сидели без зарплаты и пенсий. Общая нестабильность не располагала к экспериментам. Тем не менее именно тогда в поселке лесников появился необычайно яркий проект – любительский театральный кружок «Песочные часы». Первыми актерами в нем стали школьники, а первым самостоятельным спектаклем, где Лира Шеломенцева выступила режиссером, – «Адам женится на Еве» немецкого драматурга Руди Штрала.
– Премьера состоялась при полупустом зале, – вспоминает Лира Владимировна. – Меня многие не понимали, удивлялись: как можно играть, когда неизвестно что готовит нам завтрашний день? Были и усталость, и разочарование, и желание все бросить, но когда наступал вечер, мы вопреки всему вновь собирались на репетиции и начинали жить заново. Приводили сюда наших детей, многие из них в буквальном смысле выросли на сцене. Репетировали в холодном зале, без реквизита, у нас не было денег на изготовление костюмов… Но знаете, вспоминая те годы, я понимаю, какое это счастье. Мы были все молоды, жили в творчестве, в «полете», а трудности только сплачивали наш коллектив.
Постепенно к небольшой труппе «прилеплялось» все больше и больше людей. Лесорубы, учителя, милиционеры, домохозяйки и рабочие в поисках творческого отдохновения по вечерам преображались в актеров. И спектакли все чаще и чаще стали проходить с неизменными аншлагами, ведь такие интересные постановки вряд ли можно было увидеть где-либо еще: «Забыть Герострата!» Г. Горина, «Скамейка» А. Гельмана, «Кадриль» В. Гуркина, «Убьем мужчину» Э. Радзинского, «Чудная баба» Н. Садур, «Служанки» Ж. Жане… Чунские артисты переиграли великое множество пьес как современной драматургии, так и русской, и зарубежной классики.
В 1993 году в Иркутской области стали проходить первые фестивали детских и юношеских театров. Коллектив «Песочных часов» тогда сразу же получил свою первую награду – диплом третьей степени за лучший актерский ансамбль. Через год театр получил звание народного. Победу принес спектакль по пьесе Сергея Михалкова «Дикари». Сегодня в копилке «Песочных часов» наград великое множество: победа на фестивале «Театральная осень на Байкале», дипломы областной конференции «Молодость. Творчество. Современность», многочисленные Гран-при на фестивалях «Театральная весна на БАМе», призовые места на областном фестивале молодежных любительских театров «Алые паруса». Наград за режиссуру, лучшие женские и мужские роли в «Песочных часах» и вовсе не счесть.
Именно из «Песочных часов» родилось целое театральное движение: был создан Центр творчества «ЛиК» под руководством директора Ольги Толмачевой. В объединение вошли семь театров и три студии, в которых творчеством сегодня занимаются более ста человек в возрасте от семи до семидесяти лет. Вновь образовавшиеся коллективы по примеру своего «патриарха» тоже с завидным постоянством обрастают наградами и дипломами. Например, детский театр «Диво», название которого расшифровывается как «Дети и взрослые», в 2009 году получил диплом за театральную педагогику и стал лауреатом первой премии на областном фестивале для детей и юношества «Синяя птица». Литературный театр «Образ», музыкальный театр «Лира» и молодежный «СмайлЛик» – лауреаты областного фестиваля молодежных любительских театров «Алые паруса». Народный театр кукол «Желтый чемоданчик» – победитель областного фестиваля любительских театров кукол «Петрушкины каникулы» и дипломант областного фестиваля «Театральная деревня».
Кроме спектаклей и литературно-музыкальных композиций все творческие коллективы представляют шоу-программы для молодежи, задачей которых является продвижение театрального творчества, организуют концерты и патриотические акции. В «ЛиКе» есть свои доморощенные композиторы, которые пишут музыку к театральным постановкам, и поэты. Воспитанников студий обучают хореографии, актерскому мастерству, вокалу, риторике, поэтому совсем неудивительно, что в их числе немало тех, кто, повзрослев, нашел себя на большой сцене. Из любительского театра вышло несколько профессиональных актеров, ставших гордостью театральной Чуны. Так, Жанна Надеина стала профессиональной клоунессой, работает в Таганроге. Евгения Гайдукова – ведущая артистка Иркутского драмтеатра им. Охлопкова. Николай Стрельченко, окончив Щукинское училище в Москве, сегодня также блистает на Охлопковской сцене, Борис Палкин работает в «Тирлямах» – Братском театре кукол, Дима Панченко заканчивает Улан-Удэнский институт культуры…
Меняются коллективы, уходят ветераны, приходят новые актеры, но театральное движение в Чуне только расширяется и крепнет. Потому что все участники его уверены – лучшие роли и самые интересные пьесы еще впереди.