Полевая аптека
Каких только диковинок не увидишь в деревнях и селах нашей области: кто-то разводит экзотических кур, кто-то – «шерстяных» свиней породы венгерская мангалица, кто-то маралов и владимирских тяжеловозов. Есть такие, кто специализируется на производстве рыжикового масла, горчицы или фенхеля. Казалось, на страницах нашей газеты мы уже писали обо всех аграрных «изюминках», но недавно случайно выяснилось, что это не так. Оказывается, в Тулунском районе есть крестьянско-фермерское хозяйство, где в промышленных объемах выращивают лекарственные травы. Начав с заготовки дикоросов, Николай Поплевин несколько лет назад опробовал производство аптечной ромашки на полях. Бизнес получился настолько выгодным, что сегодня фермер подумывает о значительном расширении аптечного ассортимента.
Тулунский бренд
На окраине села Бадар – ромашковое раздолье. Раскинувшиеся до розовеющих горизонтов белоснежные поля изливают в пространство благоуханные воздушные потоки. Опьяненные ароматами пчелы, замедляя суетливое движение, надолго припадают к духмяному медоносному золоту цветочных сердцевинок. Даже ветер, проносящийся над ромашковым полем, кажется захмелевшим и взволнованным от удивительной красоты. Только люди, то и дело снующие по полю, почему-то совсем не обращают внимания на окружающее великолепие. Им не до созерцательного релакса. Начало лета для них – самая горячая пора, время уборки аптечной ромашки.
Оказалось, убирают ромашку совсем как пшеницу или овес. Такой же уборочный комплекс с прицепленной сбоку жаткой. Только в контейнер сыплются не зерна, а белые цветы с верхушками стеблей. Затем к наполненной доверху емкости подъезжают трактора с прицепами, куда пересыпается вся душистая масса. А после работники вручную начинают ее раскладывать ровным слоем на «домики» – поставленные под углом два щита. Получается точь-в-точь как шалаш, и таких «шалашей» на каждом поле с полсотни.
Недели за две сырье основательно провяливается на солнце, проветривается, а потом к домикам вновь пригоняют комбайны. Растения отбивают и обмолачивают. После, уже на базе, их четыре-пять раз просеивают, тщательно отделяя семена, цветки, головки и стебли, а затем упаковывают в специальные 25-килограммовые мешки. Процесс заготовки, прямо скажем, непростой и трудоемкий, но, как говорит Николай Поплевин, «игра стоит свеч». Цена тонны аптечной ромашки превышает стоимость тонны пшеницы в сотни раз! Расфасованное природное лекарство из сибирской глубинки прямиком отправляется в Москву на «Красногорсклексредства» – крупнейший и старейший в России завод по производству лекарственных трав и сборов. Это предприятие на сегодняшний день обеспечивает больше половины всего объема российского рынка, а поскольку с 1991 года оно входит в состав холдинга «Мартин Бауер», тулунская ромашка в итоге оказывается еще и на прилавках зарубежных аптек. Спрос и за границей, и в родном отечестве на местную ромашку огромный. И немудрено! Результаты анализов, проводимых в лаборатории «Красногорсклексредства», работающей в полном соответствии со стандартами Евросоюза, сразу же безоговорочно присудили ей пальму первенства, ведь оказалось, что по своей экологической чистоте и количеству эфирных масел она намного опережает зарубежные аналоги. Этот же факт подтвердили впоследствии и иностранные эксперты. В прошлом году на конкурсе в Германии сибирский лекарственный цветок был признан лучшим.
Из преподавателей – в предприниматели
Имя Николая Поплевина в Тулунском районе известно каждому. В 1980 году, окончив в Улан-Удэ педагогический институт, он приехал в Тулун по распределению. Свою работу начал в качестве тренера по лыжным гонкам в ДЮСШ. С его приходом этот вид спорта был поднят на небывалую высоту. Тулунские ребятишки с завидной регулярностью стали завоевывать призовые места сначала на районных, а потом на областных и межрегиональных соревнованиях. Но начавшаяся перестройка перекроила судьбу Николая Ивановича, как и многих других. В начале 90-х он ушел в бизнес. Сначала работал коммерческим директором одной из местных торговых фирм, после организовал и возглавил Тулунский торговый дом, одним из видов деятельности которого была заготовка лекарственного техсырья для поставок Красногорскому заводу.
– Еще работая тренером, я в отпуске летом заготавливал толокнянку, – с улыбкой вспоминает Николай Поплевин. – Женился, родилась дочь, семью нужно было кормить… Толокнянка тогда стоила 5 рублей за килограмм. За 40 дней одному можно было собрать примерно 3 тонны. Представляете, какие это деньги? У меня, тренера, зарплата была 140 рублей, а на толокнянке за месяц я мог заработать 2–3 тысячи! Когда ушел с тренерской работы, решил этим бизнесом заняться поплотнее. Собирал сам, покупал у населения. Но продавать перекупщикам не захотел. Полетел в Москву, нашел Красногорский завод, встретился с директором, заключил договор и стал работать напрямую. Было это 25 лет назад. На сегодняшний день я у них старейший заготовитель и работник.
Сейчас ИП Николая Поплевина специализируется на заготовке более тридцати наименований лекарственных растений: листа толокнянки, брусники, черники, малины, побегов багульника, сосновых и березовых почек, чаги, пустырника… Заготовка идет круглый год. Заключает временные договоры с населением на сбор сырья, которое затем сортируется, маркируется и готовится к отгрузке уже на его предприятии. С 2001 года Николай Иванович является официальным представителем Красногорского завода на территории от Новосибирска до Владивостока. С Дальнего Востока ему для переработки привозят лимонник и элеутерококк, из Западной Сибири – боярышник и горицвет. В среднем ежегодно предприятие Поплевина сдает по 300 тонн лекарственного сырья. Однако основная его часть по-прежнему заготавливается в Прибайкалье.
– Процесс заготовки природных лекарств непростой, у каждого растения свое время для сбора, – объясняет он. – Богатство нашей земли включает огромное число полезных видов растений, в том числе ценнейших. У меня в аренде пять лесных участков: в Тулунском, Зиминском, Братском, Куйтунском и Нижнеудинском районах. Я только 500 тыс. рублей каждый год плачу за аренду. Лес не пилю, только охраняю, ну и заготавливаю дикоросы. Все участки расположены в экологически чистых местах. В таких условиях растения вырабатывают все самое лучшее – биологически активные вещества. Интерес к растительным ресурсам повышается с каждым годом, и сегодня наша продукция высоко ценится во всем мире.
Лекарственное фермерство
Три года назад деятельная натура Николая Поплевина подтолкнула его заняться не только сбором лекарственного сырья, а еще производством лекарств. Оформив КФХ, он взял в аренду в Бадаре десять гектаров земли, на которой посеял не привычные зерновые, а ромашку и пустырник. Признается: неожиданно даже для себя получил прекрасные результаты. Сегодня в аренде у фермера уже 600 га пашни. Вспоминает: два года распахивали заброшенные земли, начавшие зарастать сосенками. Потом начали сеять на этих землях пшеницу и овес, а восемьдесят гектаров выделили под посевы ромашки. Прежде чем начать растить лекарственный продукт, он съездил на учебу в Польшу, где под эту культуру заняты внушительные площади, побывал на семинарах в Майкопе и в Москве, приобрел необходимую технику…
– Выращивать аптечную ромашку оказалось довольно сложно, – говорит Николай Иванович. – Пшеницу посеял, обработал от вредителей, потом загнал комбайн и сжал. А за ромашкой нужен постоянный уход. Ее мы сеем в конце октября под снег, чтобы она не успела прорасти. В сентябре начинаем вспашку с одновременным боронованием и культивацией. Чтобы получить дружные всходы, предпосевную вспашку нужно выполнять особенно тщательно. Кроме культивации и боронования применяем еще шлейфование и каткование. Собирать начинаем 10 июля. А нынче из-за июньского тепла она созрела на две недели раньше. Потом всю осень обрабатываем сырье.
Семена для первого посева, как поясняет Николай Поплевин, покупали в Польше. Теперь используют исключительно свои. С каждого гектара получают по 450–500 кг сырья. В среднем объем заготовленной аптечной ромашки колеблется от 18 до 20 тонн. И это без применения минеральных удобрений и ядохимикатов! У предприятия есть своя база со всем необходимым оборудованием, холодильными установками, куплена новая современная техника, есть даже специальный комплекс для уборки «одомашненных» природных лекарств.
Говоря о перспективах, Николай Иванович рассказал, что планирует не только увеличить площади, занятые аптечной ромашкой, но и расширить видовой ассортимент. Так, сразу после уборочной он намерен вспахать экспериментальное поле, на котором хочет посеять высоковитаминный шиповник, череду и календулу. А может, что-то еще, ведь идей у тулунского фермера масса.
Это интересно:
В древнем Риме считали, что ромашка пахнет… яблоком. Из-за этого философ Плиний Старший называл цветок не иначе, как «земляное яблоко». Само название цветка произошло от слова «romana» – римский. Раньше ромашку называли романовой травой. Принято считать, что родина этого широко распространенного растения – Америка. И потому еще в середине ХIХ века в Ботаническом саду Петербурга ее показывали как редкость. Именно ромашку древние египтяне почитали как цветок бога Солнца. С этим скромным цветком связано много легенд и поверий. По одному из них ромашки вырастают там, где падают звезды. Чем больше звезд упало, тем больше вырастет ромашек. А в Прикарпатье существовало поверье, что весной, когда начинает пригревать солнце, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а осенью ромашки вновь становятся снежинками.