Пространство драматургии
Развлечения в стиле 60-х годов, оперные арии и брызги на сцене – в иркутском ТЮЗе состоялась «Ночь в театре». На ней зрителям представили эскизы спектаклей третьей режиссерской лаборатории. В этом году она получила название «Вампиловское пространство» и была посвящена 80-летию со дня рождения драматурга. Отрывки из пьес юбиляра на ней представили четыре молодых режиссера из Москвы, Омска и Улан-Удэ. Их выбрали из 20 соискателей со всей страны. Проект был осуществлен при поддержке правительства Иркутской области в рамках Международного культурного форума «Байкал-Тотем».
– Для нас лаборатория – это поиск новых творческих сил в режиссуре, ведь молодежь мыслит нестандартно, ищет новые формы, исходя из требования будущего, – отметил директор Иркутского ТЮЗа Виктор Токарев. – Напомним, что все отрывки первой лаборатории, которая проходила при поддержке РАМТа, были рекомендованы к постановке, однако этого не случилась. Вторая лаборатория, которая была организована силами театра, и где в качестве режиссеров выступили сами актеры, дала неожиданный результат. Один из эскизов – «Это все она» артистки Анжелы Маркеловой – был поставлен на нашей сцене как спектакль. Лаборатория также спровоцировала возникновение еще одного театра – «Новая драма». Наши артисты арендовали подвал и ставят там спектакли, и я, как директор, ничего не имею против этого, ведь таким образом продолжается развитие. Они могут ошибаться, но это лучше, чем ничего не делать.
Показ эскизов лаборатории предварило интерактивное театрализованное представление «Свидание в предместье» во внутреннем дворике ТЮЗа. Благодаря реалистичным декорациям под открытым небом зрители буквально совершили путешествие в прошлое. Перед ними раскинулся весьма оживленный уголок города образца 1960–1970 годов. Прямо посреди двора артисты Николай Кулебякин и Вадим Карионов чинили мотоцикл. Напротив раскинулась танцплощадка, где зрители с удовольствием танцевали шейк, твист и хали-гали. Неподалеку артистка Татьяна Чадина в образе харизматичного физрука вовлекала людей в подвижные игры. Артист Филипп Черный предлагал всем желающим отправиться в рискованное путешествие на табуретке, установленной на грузовую тележку. Артисты Николай Кабаков и Владимир Привалов играли со зрителями в шашки, шахматы и домино. А тот, кто проголодался, мог приобрести прохладительное лакомство у бойкой продавщицы мороженого Людмилы Попковой, или другие лакомства и напитки у Елены Константиновой. В общем, каждый здесь нашел развлечение на свой вкус – от выбивания ковра до сэлфи в специальных фотозонах.
Потом зрители буквально через дырку в заборе прошли в зрительный зал. Первым публике был представлен отрывок Кирилла Витько из Омска, созданный на основе рассказа Александра Вампилова «Исповедь начинающего» и диалогов из других его пьес. Молодой режиссер постарался проследить судьбу драматурга через лирического героя его произведений и поговорить со зрителем о самой природе творчества. Возможно, поэтому артисты на сцене еще и исполняли оперные арии под фонограмму. Таким образом, Кирилл Витько как бы почеркнул, что искусство неотделимо от реальной жизни человека, который его создает, ведь жизненные страсти он переносит в свое творчество, и наоборот.
Режиссер Галина Зальцман из Москвы поставила с артистами ТЮЗа отрывок из спектакля «Прошлым летом в Чулимске». В нем она сделала акцент на взаимоотношениях Шаманова, Валентины и Пашки.
– Эта пьеса мне близка тем, что в ней есть идея поиска новой справедливости, нового героя, – пояснила Галина Зальцман. – В современном мире человек также теряет веру в справедливость и в возможность влиять на мир, который становится с каждым годом сильнее нас. И непонятно, что ты должен делать – оставаться человеком, строить свой палисадник в надежде на то, что люди начнут его обходить, или опустить руки, как сделал в свое время Шаманов. Еще лично мне Вампилов интересен тем, что он совмещает бытовой и условный театры. У него есть этот стык, который очень интересно исследовать.
Сразу два режиссера – Иван Колдаре из Москвы и Артем Баскаков из Улан-Удэ – взяли для постановки на лаборатории отрывки из пьесы «Утиная охота». Причем на роль Зилова они выбрали одного и того же артиста – Александра Павлова, которому удалось при этом сыграть очень разных героев.
Первый отрывок представлял зрителям тот мрачноватый момент, когда друзья подарили Виктору похоронный венок. Мертвецки пьяного героя внесли на сцену и буквально бросили в ванну с водой. Потом его товарищи, усевшись за пианино, музицировали, не обращая внимания на Зилова. В этом отрывке события пьесы были решены в очень драматичном ключе, и соответственно вся внутренняя трагедия главного героя была как бы вывернута режиссером наизнанку. Кстати, все участники лаборатории высоко оценили иркутских артистов.
– Труппа у вас просто прекрасная, хорошо подобран возрастной состав, даже неожиданно, что в Иркутске она в таком хорошем тонусе, – отметил Иван Колдаре.
Во втором отрывке Артема Баскакова дублером Зилова, или его альтер-эго, выступил артист Николай Кабаков. Режиссер сделал акцент на любовной линии пьесы. Кстати, и здесь не обошлось без водной стихии – в неглубоком бассейне, куда артисты входили в резиновых сапогах, происходили все ключевые события зарисовки.
– Вампилова не стало за два дня до его 35-летия, то есть не такой уж он и старый был, когда умер, поэтому все, о чем он писал, очень понятно нам, – считает Артем Баскаков. – В то же время у меня, как у молодого режиссера, возникает вопрос к самому себе: зачем его ставить сейчас? Я недавно выпустил документальную драму об авторе «Ваш Вампилов» в Улан-Удэ. Я девять лет этим занимался и так глубоко копнул, что понял – после Чехова началось вампиловское время в театре, то есть это второй драматург после него. Конечно, сейчас на смену Вампилову пришли Вырыпаев и другие. Но архетип человека, который описал Александр Валентинович, до сих пор есть, а значит, с ним интересно работать. Я имею в виду Зилова и других героев Вампилова, оторванных от реальной жизни. То есть Вампилов написал такого человека, который не умирает, как Дон-Кихот.
Победителем театральной лаборатории, по результатам зрительского голосования, стал отрывок из «Старшего сына» московского режиссера Ивана Миневцева. Несмотря на реалии прошлого, которые довольно трудно игнорировать в этой пьесе, ему удалось создать современное и динамичное пространство спектакля, наполнить его юмором и оптимизмом. При этом режиссер признался, что не считает Вампилова современным драматургом:
– Я подхожу к нему с точки зрения литературы наших родителей, ведь, например, ситуацию «Старшего сына» сегодня представить крайне сложно. Как это человек впустил чужих людей в дом и поверил им? Поэтому я учитываю культурную среду и время, в котором происходят события. Но по сути своей – это абсолютно вечная история, как и в других пьесах Вампилова. Именно поэтому он – классик, и не важно, 100 или 200 лет пройдет – это высокий уровень литературы.
Однако, по словам Виктора Токарева, именно «Старшего сына» в трактовке Ивана Меневцева зритель вряд ли увидит в ближайшее время, ведь в театре уже ставят эту пьесу. Но иркутский ТЮЗ намерен пригласить режиссера на другую постановку.