Кино:Путешествие в эволюцию
«Планета обезьян: Война» (War for Planet of the Apes), 16+
США, 2017
Режиссер: Мэтт Ривз
Прошло 15 лет после событий, известных по двум предыдущим сериям (обезьяний грипп, массовое вымирание людей, резкий эволюционный скачок прочих приматов). Нынче немногочисленные гомо сапиенс, обосновавшиеся на развалинах Сан-Франциско, по-прежнему противостоят обезьяньему лагерю, расположенному неподалеку. Наметившийся в прошлом фильме («Планета обезьян: Революция», 2014) военный конфликт между родственными видами теперь уже необратим. Особенно с тех пор, как среди людей выделился новый харизматический руководитель – зловещий Полковник (Вуди Харрельсон). Он придумал организовать для приматов самые настоящие концлагеря, а кроме того, сумел заманить в плен Цезаря (Энди Серкис) – очень умного обезьяньего вожака. Лишенные своего мозгового центра шимпанзе, павианы и орангутанги почти поголовно становятся узниками концлагерей, и помешать людям вновь стать единственным доминирующим видом на планете теперь может только чудо…
Кинофильмов про планету обезьян (основанных на книге Пьера Буля) к нынешнему времени снято девять штук. Однако сколько-нибудь значительными из них до сего дня считались лишь три картины. Во-первых, стартовая, классическая «Планета обезьян» 1968 года – серьезная, мрачная, весьма захватывающая. Во-вторых, вольный ремейк Тима Бертона, поставленный в 2001-м и получивший не вполне заслуженную репутацию полного провала. Наконец, в-третьих, «Восстание планеты обезьян» шестилетней давности – на удивление удачная попытка перезапустить франшизу заново и с подробностями, не известными ни по одной из предыдущих частей.
Нет сомнения, что свое место в этом ряду займет и новейшая лента «Планета обезьян: Война». Однако она легко может оказаться последней в приведенном нами списке сравнительно недурных «Планет». Ибо ситуация, судя по этому фильму, тупиковая – дальнейшие сиквелы, кажется, просто не сумеют не свалиться в то же унылое болото, где оказались четыре «Планеты обезьян», поставленные в начале семидесятых.
По сути, «Война» оказалась первым фильмом во франшизе (если не во всей истории кино), в котором основное внимание уделено героям-обезьянам. Полноценным человеческим персонажем здесь можно назвать одного только Полковника, при этом он стопроцентно отрицательный тип.
Зато тутошние обезьяны (наполовину нарисованные на компьютере, а наполовину сыгранные актерами) представляют собой пиршество не только для глаз, но отчасти и для мозга. Почти все они (кроме главного героя Цезаря, в совершенстве овладевшего человеческой речью) объясняются друг с другом жестами. Еще чаще они попросту обмениваются многозначительными взглядами. И это скупое общение всяко лучше и умнее жалких потуг вконец деградировавших людишек вести между собой дискуссии.
Поэтому допустимо признать, что в картине рассматривается уже не конфликт животного с человеком, но практически расовый конфликт, да еще и такой, где в роли морально выродившегося стада (своего рода «фашистов» будущего) выступают отнюдь не обезьяны. Можно даже заключить, что это весьма похвальный расклад, поскольку он пробуждает желание побольше узнать о происхождении видов, эволюции и лично товарище Дарвине.
Но вот настоящий, живой зрительский интерес к самой картине «Планета обезьян: Война», кажется, весьма трудно пробудить. Это кино очень качественное, но и довольно скучное. Вероятно, нельзя все-таки сделать по-настоящему интересный художественный фильм, в котором все главные герои – антропоморфные приматы. Если, конечно, не снимать такой фильм специально для макак и мартышек.
Когда в XX веке ученые обучали шимпанзе языку жестов, люди многое узнали о мыслях, чувствах и вкусах своих ближайших родственников в царстве природы. В частности, выяснилось, что шимпанзе предпочитают джаз рок-музыке, а фильмы про обезьян – фильмам про людей. Так почему же мы должны отдавать предпочтение блокбастерам про обезьян? Тем более, что в настоящей действительности последним еще далеко до социального доминирования.