Одни не могут, другие не хотят

Несколько стихийных свалок выявлены общественниками в Слюдянском районе. Одна из них представляет собой брошенные лесопорубочные остатки прямо в русле реки Слюдянка, в непосредственной близости от городского водозабора. По словам местных жителей, власти муниципалитета обещали убрать вырубленные деревья еще в прошлом году, но так и не сделали этого. Также эко-активисты обращают внимание на кучи мусора, которые годами копятся в водоохранной зоне реки Солзан в Байкальске. Они находятся во рве, выкопанном специально для защиты населенного пункта от наводнения. Если оно случится, отходы, в том числе небезопасные, могут оказаться в Байкале.

Слюдянка: мусор за привычными пределами видимости

IMG_0624_resizeСлюдянка – ключевой населенный пункт на южном Байкале, известный своими закрытыми штольнями, скульптурами животных, мраморным вокзалом, а до недавнего времени и кучами мусора на городских улицах. На зловоние и крыс люди жаловались в разные инстанции. Волонтеры взяли ситуацию в свои руки, начали проводить уборку в городе и у водоемов. В 2014 году Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура была вынуждена обратиться с исковым заявлением, чтобы через суд возложить на администрацию Слюдянского района обязанность по утилизации и переработке отходов в соответствии с требованиями законодательства.

– Мы все ругались-ругались, и год назад нам наконец поставили контейнеры с крышками. В других местах в городе они тоже появились, стали лучше убирать. Но если вы внимательно посмотрите, убедитесь, что это не так, – уверяет нас жительница улицы Школьная Мария Нефедьева.

Она права. Взять, например, берег Байкала в Слюдянке. Если в центре заметны результаты уборки города, сделанной накануне туристического сезона, то за железнодорожной насыпью скопления отходов попадаются повсеместно – и на пляжах, и в зеленых массивах. И судя по ржавчине консервных банок, находятся они здесь не первый месяц. Еще более любопытная картина наблюдается выше по течению реки Слюдянки.

В воде гниет древесина

Вместе с Марией Нефедьевой подходим на берегу к водозабору, откуда поступает вода для коммунальных нужд горожан. «Уважаемые жители и гости города Слюдянка, соблюдайте чистоту и порядок. Не загрязняйте р. Слюдянка и прилегающую территорию открытого источника водоснабжения во избежание несчастных случаев», – гласит надпись на ограждении инфраструктурного объекта. И то ли от того, что «жители и гости города» прислушались к этим словам и перестали здесь мусорить, то ли за ними хорошо убирают, но так или иначе привычных бытовых отходов в санитарной зоне водозабора нет. Зато внизу, прямо в воде, лежат горы леспорубочных остатков – стволы и ветви вырубленных здесь деревьев.

– Речка у нас вся заросшая. Поэтому выпилили здесь деревья, вроде как чтобы очистить территорию у водозабора. Но все побросали, – продолжает разговор Мария Нефедьева. – Наши власти обещали убрать это еще в прошлом году, но, как видите, все валяется здесь до сих пор. При этом уровень воды в речке и так низкий в последние годы. Если пройти по лесу вверх по течению Слюдянки, там тоже все загажено. Столько бревен валяется! Идет перекрытие речки, древесина гниет в воде, а потом эта вода идет в водозабор. Нам эти кучи совсем не нравятся. Плюс в них еще и клещи заводятся.

IMG_0843_resizeЗдесь речка разделяется на несколько небольших рукавов. Вода с трудом пробивает себе путь через груды древесины вниз, к Байкалу. Наш фотограф тоже не без усилий проходит между ответвлениями Слюдянки и ветками срубленных деревьев. По пути фиксирует и кое-что из бытовых отходов – плавающие в реке пластиковые бутылки, воткнутый в ствол шприц. Последняя находка подтверждает опасения Марии Степановны о том, что люди здесь могут оказаться с весьма неблаговидными целями:

– Видите, часть срубленных деревьев лежит не в воде, они не гниют, а наоборот, сохнут. Придут дети и смогут тут разжечь костер. Так и до лесного пожара недалеко. А машинам подъехать, чтобы тушить, будет не так просто.

То, что мусор – благодатная среда для огненной стихии, лишний раз подтверждает появившийся в небе дымок. Это горит свалка между Слюдянкой и Култуком. Шлейф выглядит живописно. Туристы на перевале, откуда он особенно хорошо виден, пытаются сфотографировать дымку, но когда замечают, откуда она берет начало, убирают камеры.

Прокуратура требует навести порядок на мусорных полигонах

На недавнем расширенном заседании коллегии прокуратур Иркутской области, Бурятии и Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры в числе прочего обсуждалась и проблема мусорных полигонов на побережье озера Байкал, расположенных в границах Центральной экологической зоны (ЦЗЭ) Байкальской природной территории. В своем докладе заместитель прокурора Прибайкалья Андрей Некрасов, в частности, привел результаты проверки, которую провела Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура. По ее итогам был сделан вывод: ни один из полигонов не соответствует действующему законодательству в сфере обращения с отходами. Более того, данные полигоны не удовлетворяют потребности туристического бизнеса, поскольку поток туристов ежегодно возрастает.

– Так, оба полигона в Слюдянском районе, расположенные в 2 км от Байкала, переполнены, захоронение отходов осуществляется за пределами границ отвода, допускается их возгорание, разветривание, – сообщил Андрей Некрасов. – В рамках ФЦП «Об охране озера Байкал» с 2018 года запланировано строительство нового полигона за границами ЦЭЗ вблизи села Быстрое, который также не сможет принять все уже ранее накопленные отходы, эксплуатация его рассчитана всего на 15 лет… В ходе проверки было выявлено, что действенных мер, направленных на подготовку проектно-сметной документации для реализации ФЦП, не принималось. По результатам проведенной в 2017 году проверки Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой в суд направлено исковое заявление о понуждении эксплуатирующих полигоны организаций обеспечить экологически безопасное содержание полигонов и разработать проекты рекультивации захламленных участков.

 Отходы от Солзана могут попасть в Байкал

Кроме этих полигонов в Слюдянском районе есть и другие захламленные участки. Например, в Байкальске, где в день нашего приезда как раз проходил фестиваль клубники. Вместо ароматов ягоды, продающейся на площади, нам с эко-активистом Александром Павлушкиным приходится вдыхать совсем другие запахи у свалки недалеко от центра города.

Молодой человек работает в охране, но с недавних пор решил заняться еще и общественной деятельностью – организовал движение «Зеленый патруль». Патрулировать байкальчанам есть что – помимо печально известных отходов закрытого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, с которыми сейчас разбираются власти всех уровней, в городе хватает и других очагов загрязнения.

Наблюдаемый сейчас нами, например, образовался за гаражами кооператива «Ветеран» в нескольких метрах от впадающей в Байкал реки Солзан. Здесь скопились кучи мусора – старая мебель, бутылки, унитазные сиденья… Продолжать можно долго.

– Свалка растет уже около пяти лет. Мусор здесь всех видов – начиная от дачного, заканчивая гаражным. Есть и опасные отходы: канистры, в которых находится масло, попадаются ртутные лампы. Очень много пластика, который, как известно, разлагается более 200 лет, – сетует Александр.

Больше всего общественника беспокоит, что весь этот мусор может попасть в Байкал. Он находится в водоохранной зоне Солзана в длинном рву. Его выкопали здесь в 1970-е годы, когда в Байкальске было сильное наводнение. Гидротехническое сооружение необходимо для того, чтобы в случае разлива реки вода ушла в траншею, а не на населенный пункт. Но по факту она сейчас завалена отходами.

– Представьте себе, что будет, если в результате возможного наводнения все это поплывет в Байкал! Да и с воды собрать отходы будет гораздо сложнее, чем с суши. Чуть выше по течению есть еще одна такая же свалка. По берегам Солзана их штук 10. Всего же, по нашим подсчетам, таких несанкционированных свалок около 20, как в черте города, так и на реке Бабха, где туристы оставляют много мусора также в водоохранной зоне. Там контейнеры никто не может поставить, так как это повлечет за собой немалые затраты. Отдыхающим некуда выбрасывать мусор, вот они в кучу его и складывают. Мы недавно там убирались, кубов 80 собрали отходов. Но не всегда можно собрать людей на такие акции. Волонтеры порой проявляют желание помочь, а потом ходят, смотрят на этот ужас, и у них руки опускаются. Здесь ведь есть гвозди, стекла, шприцы, люди боятся пораниться, – логично рассуждает Александр.

Пока в Байкальске пик туристического сезона и продолжается сбор урожая, он не может собрать команду для проведения субботника на Солзане. Обращения в разные инстанции по ликвидации свалок на этой реке результата не дают. Местные власти уборку свалки за кооперативом «Ветеран» не организовали. Похоже, и в этой ситуации придется разбираться надзорному ведомству. Газета «Областная» направила сделанные по итогам поездки материалы в Западно-Байкальскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

комментарий

АпановичСергей Апанович, координатор группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защите леса регионального отделения ОНФ, руководитель проекта «Лесной дозор»:

– Пора ставить вопрос о привлечении к уголовной ответственности муниципальных чиновников, которые не исполняют свои обязанности в сфере обращения с отходами. Тем более, здесь мы видим, что ранее прокуратура принимала ряд мер. По ситуации с захламлением русла реки Слюдянка надо поинтересоваться, каким образом проходила приемка выполненных работ, если там и сейчас лежит брошенная древесина, и по итогам проверки выносить правовое решение, наказывать виновных лиц. Тем более это санитарная зона стратегически важного инфраструктурного объекта – водозабора. Что касается рек Солзан, Бабха в Байкальске, то категорически недопустимо нахождение отходов в водоохранной зоне, в зеленых насаждениях. Нельзя забывать и о той опасности, которую несут реки во время сильных дождей, а ведь ранее были случаи схода селей с гор. В этой связи пора бы уже в полную силу начать работать Байкальскому управлению Росприроднадзора. Сейчас общественники собирают информацию о нарушениях в сфере обращения с отходами на берегах и притоках Байкала, которую планируется изучить на итоговом форуме ОНФ, посвященном Году экологии.