Родословная деревень
Вся жизнь Валентина Ивановича Петшика – пример верности. Своему делу, любимой женщине, семье, малой родине. Историк-самородок всю жизнь собирал материал о родной деревне Вершина и написал о ней книгу. Готовы и рукописи второй книги, но нет издателя, готового донести до широкого круга читателей уникальный исторический материал.
Дневники длиною в жизнь
Дом нашего героя в деревне Вершина находим безошибочно – по высоким, взметнувшимся ввысь мохнатым елям, посаженным по числу детей в семье Петшиков. Давно выросли и разъехались дети, а елки все тянутся к небу, как память об их детстве.
Дом и надворные постройки – тоже дело рук хозяина. Деревянные кружева, добротные ворота, старинный колодец – все построено на века.
Со своей супругой Еленой Осиповной Валентин Иванович прожил 55 лет. Это ли не пример семейной верности?
Наш герой – человек необыкновенный. В свои 92 года ходит прямо, работает много, сохранил удивительную остроту памяти, ясный ум, наблюдательность.
Наше знакомство начинается с Пушкина. Хозяин, лукаво улыбаясь, спрашивает:
– А помните ли вы письмо Татьяны к Онегину?
– Когда б надежду я имела хоть редко, хоть в неделю раз, в деревне нашей видеть вас, – внезапно волнуясь, словно на уроке литературы, припоминаю я классика.
– Но, говорят, вы нелюдим. В глуши, в деревне все вам скучно, – продолжает Валентин Иванович и с чувством читает отрывок до конца…
Потом он читает и свои стихи про парашютиста, пролетающего над родной Вершиной.
Стихи не случайны. И поэзия имела место в жизни нашего героя, и работа в парашютно-десантной пожарной службе авиалесоохраны. И 50 десантирований было в горящую тайгу. После травмы, полученной на службе, пришлось сменить профессию.
Работать Валентин начал очень рано – в семье, кроме него, было пятеро детей и горемычная нужда. Когда началась Великая Отечественная война, ему пришлось работать на Зиминском лесозаводе, в Черемховском каменном карьере, на Иркутском авиазаводе. Трудно в те годы приходилось всем. Молодой Валентин и его товарищи спали зимой в брезентовых палатках, не доедали. Все для фронта. Все для победы…
За свою долгую жизнь Петшик приобрел немало профессий – плотника, столяра, портного, скорняка. Он работал бригадиром комплексной бригады в Вершине, Дундае, Харагуне. Затем трудился агрономом и семь лет проработал секретарем парткома колхоза «Дружба».
Всю свою жизнь, с детства, Валентин Иванович непрерывно писал личные дневники, в которых отмечал важные события из жизни семьи и деревни, записывал воспоминания стариков, личные наблюдения, собирал вырезки из газет, старые документы, фотографии. Больше 60 лет у него хранятся студенческие конспекты с работами Ленина, где четким, каллиграфическим почерком описывается «Как нам реорганизовать Рабкрин». В отдельных тетрадях – его личные работы по животноводству, растениеводству. Глубокая и деятельная натура скрывается за этим богатейшим архивом.
Тут надо сказать, что и родословная нашего героя непростая – он потомок поляков-переселенцев, приехавших в Сибирь по Столыпинской реформе. «Переселенцев, а не ссыльных», – подчеркивает Валентин Иванович.
«Эта земля дала мне все…»
Накопленный материал подтолкнул его к написанию первой книги «Маленькая Польша в таежной Сибири». Она вышла в свет в 2008 году. Любовно и бережно собранный уникальный архив лег в основу книги – подлинной истории деревни Вершина. Книга рассказывает об освоении Сибири в XX веке, о переселенцах-поляках, их быте и традициях. Коллективизация, становление колхоза, история деревенской школы, природа, биографии известных людей – все нашло отражение в этом издании. Самое невероятное – автор составил родословную (буквально написал генеалогические древа) всех первопоселенцев Вершины. Отчего их потомкам теперь очень легко проследить семейную династию.
Помощь в издании книги оказала внучка Светлана Эдуардовна. Макет был собран в Норильске, напечатали книгу в Москве. Светлана оформила кредит на издательство, благодаря ей «Маленькая Польша в таежной Сибири» увидела свет тиражом в 500 экземпляров.
Валентин Петшик пишет: «Из Королевства Польского в 1909 году отправилось в Сибирь 623 тыс. переселенцев; в течение первых семи месяцев 1910 года – 316 тыс. С этого момента и начинается история сибирской деревни Вершина. Начинали историю села 59 польских семей шахтеров, приехавших сюда из Домбровского угольного бассейна. Семьи высадились из поезда в мае 1910 года на станции Черемхово. Деревню Вершина создали в 1910-х годах польские добровольцы, поехавшие осваивать Сибирь по программе Столыпинских реформ. Острое безземелье и нищета в Западных губерниях толкнули многих на переезд в поисках земли и лучшей доли».
О быте и традициях поселенцев Валентин Иванович писал так: «Несмотря на трудные жизненные испытания, повседневную занятость по хозяйству и в поле, поляки находили время для отдыха. В воскресные дни считалось большим грехом брать в руки топор, пилить пилой, копать землю, стирать и так далее. Строго соблюдался пост».
Недавно автор издания приступил к сбору материала для второй книги с рабочим названием «Листая страницы прошлого. Ханзой, Дундай, Харагун». У него осталось множество материала, не вошедшего в издание о Вершине. Это материалы об истории соседних деревень, уникальных людях, когда-то живших в этих краях.
Вот, например, Шарха Даниловна Няголова – доярка колхоза «Красный Харагун» Боханского аймака. Узнав о том, что в Иркутске начали готовить танки для фронта, объявлен сбор средств, горячо откликнулась на призыв. Продала корову из личного хозяйства, собрала все сбережения и передала 65 тыс. рублей на постройку танка. Именной танк Шархи в составе иркутской колонны ушел на фронт. Экипаж боевой машины, в создании которой участвовала простая сибирская крестьянка, успешно громил врага. После войны Шарха Няголова была удостоена медали за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны.
Но когда удастся выпустить вторую книгу и успеет ли сделать это автор при жизни – неизвестно. Пока найти спонсоров для издательства не удается. Один из депутатских фондов, обещавших поддержку в издании книги, о ветеране больше не вспоминает. Но автор не теряет оптимизма и уверен – книга пробьет себе дорогу. Потому что нужна она и прошлым, и будущим поколениям. Прошлым – как память о них, будущим – как назидание в жизни.
– Каждый дом на моей земле – история. Если я не сделаю – многое забудется, уйдет. Эта земля дала мне все, что у меня есть. Я должен как-то ее отблагодарить, – говорит Валентин Иванович.
Жизнь его сложилась счастливо. Четверо детей, 10 внуков и столько же правнуков в семье Петшиков. И все они разъехались по огромной стране от Москвы до Дальнего Востока. Сын Анатолий – моряк-подводник, дочь Тоня – библиограф, дочь Маша – врач, сын Петр крестьянствует в Дундае. Большая дружная семья любит своего талантливого деда.
Он и сегодня полон сил и задумок. Собрал собственную родословную до четвертого колена, в которой 500 имен. Мечтает покрасить и облагородить дом, обветшавший за долгую жизнь. Продолжает искать спонсоров для новой книги.
– Я люблю жизнь, и это держит меня, – говорит на прощание Валентин Иванович.
Удивительный человек…