У меня зазвонил телефон
В век информационных технологий уловки мошенников становятся все более изощренными. Как не стать жертвой преступников и почему финансовая грамотность поможет избежать денежных потерь?
Почти 22 млн рублей с начала 2017 года отдали мошенникам жители Иркутской области, используя мобильный телефон и интернет.
– Мобильное мошенничество пришло к нам пять-семь лет назад с западной части России. Пик таких преступлений отмечен в Приангарье в 2015 году, когда было зарегистрировано 1,6 тыс. случаев. В 2016 году – 1,1 тыс. фактов, снижение на 30%. В настоящее время эта тенденция продолжается – с начала 2017 года зафиксировано 558 случаев мошенничества, – сообщил Антон Десненко, заместитель начальника отдела по раскрытию преступлений против собственности Управления уголовного розыска ГУ МВД по региону.
По его словам, раскрываемость данного вида мошенничеств в регионе составляет 38,8% – больше, чем в среднем по России. Однако в извечной схватке добра со злом мошенники не сдаются и изобретают все новые схемы отъема денег.
Утром деньги – вечером стулья
Первое место в этом списке занимает обман при купле-продаже через интернет (23%). Как правило, мошенники подстерегают своих жертв на известных сайтах по купле-продаже. Потерпевшими при такой схеме обмана становятся активные пользователи сети интернет от 18 до 60 лет. Как, например, 22-летний житель поселка Усть-Ордынский. Мужчину заинтересовало объявление в интернете о продаже пиломатериалов. Продающая сторона поставила условие о внесении оплаты на указанный счет в сумме 60 тыс. рублей. После перечисления денег контактные телефоны продавца стали недоступны. Следователи выяснили, что продавец пиломатериалов живет где-то в Пермском крае.
! Полицейские рекомендуют скачать специальное приложение на свой смартфон, чтобы определять регион, с которого вам звонят. В 90% случаев любые контакты из других регионов являются попыткой мошенничества. Если на сайте есть отзывы, то следует их внимательно изучить, а уже потом совершать покупки. Не торопитесь перечислять предоплату неизвестным лицам, они могут оказаться мошенниками.
Ваша карта заблокирована
Фальшивое сообщение о блокировке банковской карты или списании средств занимает второе место по популярности. Причем обратный телефон может быть указан даже в формате 8-800, что вызывает доверие потенциальных жертв. По такой схеме на удочку мошенников попалась сотрудница одного из медучреждений областного центра. Она получила на свой телефон смс о блокировке банковской карты. Связавшись по указанному в сообщении телефону с якобы представителем финансового учреждения, 56-летняя женщина сообщила ему свои личные данные, а затем и присланные банком коды для осуществления операций со счетом. В результате такого общения с карты иркутянки пропало около 10 тыс. рублей.
! Банки действительно могут присылать сообщения о блокировке карты, но такое смс будет приходить с официальных номеров банка, которые вы должны знать. Перезванивать на номера, указанные в смс, ни в коем случае нельзя, а тем более сообщать неизвестным людям персональные данные своей карты и пароли. Мошенники в данном случае давят еще и на психологическое состояние жертвы, подталкивая ее как можно скорее отправиться к терминалу и произвести операции под диктовку. Все настоящие номера банка указаны на оборотной стороне вашей карточки. На них и нужно звонить, если вы получили такое сообщение, во-первых, с целью убедиться, что с вашей картой ничего не произошло, во-вторых, чтобы предупредить банк о попытке мошенничества.
Тревожный звонок
Чаще всего вымогатели не ищут сложных сюжетов, придумывая истории, в которые легко поверить: ДТП, наркотики, а то и вовсе общие фразы в стиле «попал в беду» или «у меня неприятности». На выручку лжевнукам и прочим «родственникам» без промедления откликаются пожилые люди. По статистике такие мошеннические действия занимают третью строчку в рейтинге самых распространенных «разводов».
Совсем недавно таким образом пострадала 82-летняя женщина. Около девяти часов вечера пенсионерке на домашний телефон позвонил неизвестный и представился следователем. Мужчина сообщил о том, что ее внук, возвращаясь из гаража, повздорил с полицейскими – отказался предъявить документы стражам правопорядка и сломал дорогостоящую рацию. Для урегулирования спора женщине необходимо было возместить стоимость рации – 37 тыс. рублей. Женщина, зная, что в это время внук обычно возвращается из гаража, поверила злоумышленникам.
Пенсионерка собрала свои сбережения и через терминал в ближайшем магазине перевела их на счет, указанный незнакомцем. Только по пути домой она позвонила внуку и узнала, что стала жертвой мошенников.
! Первое, что должна попытаться сделать потенциальная жертва мошенников, – лично поговорить с якобы попавшим в беду родственником. Услышав знакомый голос, не стоит спешить верить злоумышленникам, сначала надо задать вашему «сыну» или «мужу» вопросы личного характера, ответы на которые преступники не могли бы найти в открытых источниках. Еще лучше – попытаться самостоятельно дозвониться «попавшему в беду». Не исключено, что он окажется «вне зоны»: или по своей воле, или из-за того, что вымогатели с помощью технических приспособлений глушат сигнал телефона. В любом случае, не впадайте в панику, именно на поспешные, необдуманные действия и рассчитывают мошенники, их цель – не дать жертве опомниться.
Нежданные выплаты
Эта история началась с обычного телефонного звонка, который раздался в квартире 83-летней пенсионерки из Ангарска. Мужчина представился сотрудником финансовой службы и сообщил, что за некачественный медицинский аппарат ей полагается компенсация по причине причинения вреда ее здоровью. Однако для ее получения пенсионерке необходимо оплатить страховку в размере 43 тыс. рублей. К слову сказать, медицинский аппарат пенсионерка действительно приобретала, но состояние ее здоровья после использования не улучшилось, а скорее наоборот.
Женщина недоверчиво восприняла информацию. В начале года она уже попадалась на удочку мошенников, действовавших по аналогичной схеме. В течение недели звонки от лжефинансистов продолжали поступать. В итоге пенсионерка все же перечислила деньги на указанный счет. Ангарчанка сообщила, что злоумышленники смогли втереться к ней в доверие, назвав ее имя и отчество, как они записаны в паспорте. Следователи установили, что звонки поступали с номера, зарегистрированного у оператора в Московской области.
Покупатели биологических добавок и медицинских аппаратов, зачастую бесполезных и дорогостоящих, – легкая добыча мошенников. Клиентские базы с телефонами и адресами мошенникам поставляют именно продавцы БАДов и прочих медицинских препаратов. Мошенники зачастую представляются сотрудниками государственных банков или ведомств, потому что так им проще вызвать доверие у старшего поколения. Они не требуют сразу переводить крупные суммы, а постепенно втираются в доверие к жертве.
Как избежать обмана?
Поверив в «подарок судьбы», человек теряет бдительность и даже готов платить за это самое «чудо», лишь бы оно случилось. Полицейские рекомендуют не доверять незнакомым людям, заманчивым телефонным предложениям о выплате крупных компенсаций и выигрышей, особенно если перед их получением нужно самому перевести собственные средства на всевозможные надуманные нужды: оформление документов, налоги, транспортные услуги, аренду банковских ячеек. По возможности избегайте общения с незнакомцами, которые могут ожидать пожилых людей вблизи поликлиник, больниц, аптек и магазинов. Прерывайте контакт при первой же возможности, не заключайте с ними сделок. При возникновении любых вопросов о состоянии своего физического здоровья необходимо обращаться в официальные медицинские учреждения.
Черный список мошенников
Чтобы найти, а тем более задержать интернет-мошенников, требуется немало усилий. Виртуальные мошенники могут находиться совершенно в другом регионе и даже обманывать свою жертву из-за рубежа. Впрочем, вывести преступников на чистую воду иногда удается. Так, совсем недавно был задержан аферист, который выманил у женщин около 700 тыс. рублей. Преступник размещал анкеты на сайте знакомств и сообщал потенциальным жертвам, что готов ради налоговых льгот помогать одиноким женщинам и их детям. На самом деле он узнавал сведения о банковских картах, тем самым получая возможность дистанционного управления счетами. Жертвами его обмана стали в основном матери-одиночки.
В мае в Иркутске осудили 26-летнюю женщину, которая создала интернет-магазин по продаже шуб в социальной сети. На самом деле, получая оплату, мошенница не отправляла товар, а добавляла покупателей в черный список. Общий ущерб от действий женщины составил около 130 тыс. рублей, жертвами мошенницы стали жители Московской, Кемеровской, Свердловской областей, Краснодарского и Приморского краев и иных субъектов России.
Задай свой вопрос
Как распознать преступные схемы и уберечь от обмана себя и своих близких? На вопросы читателей в онлайн-конференции на нашем сайте www.ogirk.ru отвечает заместитель начальника отдела по раскрытию преступлений против собственности Управления уголовного розыска ГУ МВД по региону Антон Десненко.