Жилье для погорельцев
Конец весны и начало лета в Иркутской области ознаменовались природным коллапсом: произошли пожары в девяти районах Приангарья. Пострадало 628 человек. Люди лишились жилья, документов, вещей… Какие меры предприняли власти для оказания помощи погорельцам, и что получили люди, разбиралась газета «Областная».
Напомним, самая масштабная трагедия произошла 28 апреля в поселке Бубновка Киренского района. В результате пожара сгорело 59 домов (126 квартир), пострадало 345 человек. Огонь уничтожил школу, детский сад, здание администрации, баню, ФАП, магазины… Масштабы беды оценила правительственная комиссия во главе с министром МЧС России, прибывшая в поселок буквально на следующий день после пожара. После встречи с жителями было принято решение о закрытии поселка, поскольку в Бубновке не осталось ни соцобъектов, ни рабочих мест. Для пострадавших организовали пункты временного проживания, сбор гуманитарной помощи, в кратчайшие сроки им помогли восстановить документы. Не остались погорельцы и без материальной помощи. Те, у кого имелась регистрация, получили деньги из федерального бюджета (по 110 тыс. рублей на человека) и областного – (по 100 тыс. рублей на человека, но не более 300 тыс. рублей на семью). Все документы были восстановлены в кратчайшие сроки. Денежные средства, которые приходили из федерального и областного бюджетов, перечислялись в течение одного дня через Сбербанк или Почту России. А вот с теми, у кого документы на жилье оказались не в порядке, вышло сложнее.
– Проблема есть, – соглашается министр соцразвития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов. – Некоторые люди, проживая в домах, особенно это касается Бубновки, не были зарегистрированы. Они сами изначально не соблюдали федеральное законодательство: не имели регистрации, хотя годами жили в данном населенном пункте. Есть и дети, которым по семь-десять лет, и которые тоже нигде не прописаны.
Нарушителей, конечно, никто не оставил без материальной поддержки. Из регионального бюджета им уже выплачено в общей сложности около 1,3 млн рублей, но они получили выплаты в последнюю очередь. Что же касается федеральной помощи и той части помощи, которая оказывалась из областного бюджета, но оформлялась по линии МЧС, то чтобы получить эти деньги, пострадавшие вынуждены были обращаться в суды.
Как пояснил министр социального развития Владимир Родионов, в настоящее время в судебном порядке свое право доказывают 34 семьи. Восьми семьям это уже удалось, по 21 семье принято положительное решение, но пока оно не вступило в законную силу, еще по пяти семьям решение находится на рассмотрении.
Если с выплатами материальной помощи все более или менее понятно, то с выдачей жилищных сертификатов сложнее: для этого необходимо было принять решение о ликвидации населенного пункта Бубновка. Такое решение на заседании межведомственной комиссии в Министерстве экономического развития РФ было принято только 31 июля. Чтобы оно обрело законную силу, нужно ждать еще 10 дней. Предполагается, что 10 августа на заседании правительства РФ будут утверждены соответствующие нормативно-правовые акты и определен порядок выделения средств на приобретение жилья всем (а не только погорельцам) жителям Бубновки. Согласно проекту решения, деньги будут выделены на условиях софинансирования: 80% – федерация, 20% – областной бюджет.
Поскольку Минфин России до последнего момента возражал против использования для этой цели средств областного бюджета, 12 июля губернатор Сергей Левченко принял волевое решение о выдаче погорельцам первых 32 сертификатов.
– Мы прилетели в Киренск 12 июля в час дня, на три часа была назначена выдача свидетельств, – вспоминает Владимир Родионов. – В зале сто человек, и если бы мы вышли к ним и сказали, что ничего выдавать не будем, могло случиться все, что угодно… Люди получали сертификаты и плакали.
– Сегодня в Иркутской области существует только одно постановление правительства № 409, по которому Минсоцразвития начало выдавать сертификаты, – поясняет мэр Киренского района Кирилл Свистелин. – Выдано 32 свидетельства на 67 человек на сумму 51,9 млн рублей, а жилья лишились 123 семьи – 317 человек. Всего же нуждаются в переселении в связи с закрытием села 242 семьи – 580 человек. Тот проект постановления РФ, который был предложен Минстроем России, прошел быстро согласование в нашем субъекте, но застопорился в Министерстве финансов РФ. Пока документ не принят в Москве, на местах ничего сделать нельзя…
Озабоченность руководителя территории вполне объяснима: на носу зима. Если осень будет холодной, то паром, связывающий райцентр и Бубновку, перестанет ходить уже в сентябре. В поселке нет детского сада, школы, но есть 43 ребенка. Не готовится к отопительному сезону и котельная…
– Мы до сих пор держим пункты временного размещения, – рассказывает мэр. – Финансируем из собственного бюджета закрытие школы и детского сада, выделив на это 3,2 млн рублей. Проводим работу с людьми по сдерживанию напряженности, предоставляем им нормативную базу. В муниципальной газете сделали отдельную рубрику для жителей Бубновки, где публикуем все предложения по жилью: те, что дал минстрой Иркутской области: в Шелехово, Ангарске, Иркутском районе, также подобрали 58 квартир непосредственно в нашем районе. Кроме того, три дома для них в Киренском районе строит частный бизнес.
С подобными проблемами сталкиваются не только в Иркутской области, но и в Якутии и Бурятии – там, где пылали пожары. Возможно, что вопрос о несогласованности действий федеральных министерств, о необходимости внесения изменений в нормативные акты губернатору Сергею Левченко удастся обсудить на встрече с президентом Владимиром Путиным. Ожидается, что 4 августа президент планирует посетить Республику Бурятия, чтобы лично проверить, как идет ликвидация последствий огненной стихии.
Тем временем те, кто уже получил жилищные сертификаты, переезжают в новые квартиры. Как уточнил Владимир Родионов, в настоящий момент из 32 выданных сертификатов 16 семей уже заключили договоры купли-продажи, два счета оплачено.
Анна Житова рассказала, что получила жилищный сертификат на пять человек (родители, она, муж и дочь) на сумму 3,1 млн рублей. Купили две квартиры в Киренске: одну для родителей, вторую для своей семьи. Уже сделали косметический ремонт.
Любовь Маркова, получив сертификат на себя и мужа на сумму 1,4 млн рублей, приобрела однокомнатную квартиру в Иркутске:
– Мы взяли ее в микрорайоне Синюшина гора, на вторичном рынке, но в хорошем состоянии. Изначально мечтали об Иркутске, у нас там живут сын и дочь, под старость захотели к ним. Помочь – за внучатами присмотреть, их у нас пятеро, да и самим уже нужна помощь…
Любовь Николаевна рассказала, что в Киренский район она приехала 50 лет назад по распределению после окончания училища. Работала киномехаником в клубе, заведующей клубом. В Бубновке у них был просторный трехкомнатный благоустроенный дом, большой огород, держали кур и кроликов. Каждое лето в гости к бабушке с дедушкой приезжали внуки. Свой век, по словам Любови Марковой, они с мужем планировали доживать в Бубновке, но случившийся пожар внес коррективы.
– Не было бы счастья, да несчастье помогло, – рассуждает хозяйка. – Хоть и хороший у нас дом был, но мы понимали: никогда нам из Бубновки не уехать: стоимость нашего дома и квартиры в Иркутске даже сравнить было нельзя.
Хочется надеяться, что все жители поселка успеют до наступления холодов переехать в новые квартиры. И здесь многое зависит, насколько рачительно люди распорядятся деньгами.
– Большая часть семей положила их на счета, купила стройматериалы, одежду и мебель, – говорит министр. – Но, к глубокому сожалению, есть и такие, кто, например, тут же пошел скупать… золото. Полагая, видимо, что таким образом сможет защитить свои деньги. Есть и такие, кто ушел «в загул».
Сертификаты на жилье получили также шесть семей (16 человек) погорельцев из села Вершина Аларского района, семь семей (10 человек) из Заларинского района, три семьи (пять человек) из Большерастягаевского участка Зиминского района и три семьи (четыре человека) из Черемхово. Как отметил Владимир Родионов, в отношении погорельцев Чунского и Тайшетского районов на днях будет внесено изменение в постановление правительства № 409, после которого начнется выдача свидетельств и им. На Чуну и Тайшет необходимо 107 млн рублей (102 млн рублей – на Тайшетский район, 5 млн рублей – на Чунский). В целом на обеспечение погорельцев жильем из средств областного бюджета будет выделено 252,2 млн рублей.
цифра
На обеспечение погорельцев жильем из областного бюджета выделено 252,2 млн рублей