Стенограмма с совещания о строительстве дороги на острове Ольхон
Владимир Путин провел совещание, посвященное актуальным проблемам сохранения озера Байкал и экологического развития Байкальской природной территории. Газета «Областная» публикует фрагмент стенограммы совещания, касающийся обсуждения президентом РФ Владимиром Путиным и губернатором Иркутской области Сергеем Левченко строительство дороги на остров Ольхон.
С. Левченко: Задача по строительству дороги на Ольхоне не может быть решена без корректировки федерального законодательства. Дело в том, что он входит в Центральную экологическую зону, и там запрещена добыча общеприродных полезных ископаемых. Ближайший карьер расположен в другом районе, в Баяндаевском, за 160 км, плюс еще на пароме нужно возить общедоступные природные ресурсы.
Мы в этом году выполняем работы по планировке дорожного покрытия по самому острову, но, конечно, этого недостаточно для того, чтобы дорога была там нормальная, цивилизованная.
Поэтому я хотел бы попросить вашего поручения правительству внести изменения в перечень видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в части снятия запрета на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в целях реконструкции и строительства автомобильных дорог. Иначе возить в наших сибирских просторах нужно очень далеко.
Пожалуй, это единственное.
…
В. Путин: Вопрос в чем? Вопрос в том, чтобы туда щебень довозить? Вопрос не в том, чтобы разрешить строительство дороги?
С. Донской: Нет, дорогу можно построить.
В. Путин: Вы хотите выкопать там огромную яму, чтобы построить дорогу?
С. Левченко: Нет. Там достаточно недалеко – не за пределами Центральной экологической зоны, не за 200 км – есть территории, где можно взять… Мы же дорогу до острова построили уже, причем с асфальтированным покрытием, но по самому острову не можем построить, потому что нет карьера. Рядом есть, в пределах этих 200 км, но не везти же.
С. Донской: Мы с коллегой тогда рассмотрим.
В. Путин: Секундочку, а как вы рассмотрите? Мы сейчас разойдемся, и вы будете рассматривать еще лет десять, потом на пенсию пойдете, скажете: все, меня уже не касается. Вам же понятно, в чем проблема. Нужно менять этот перечень?
С. Левченко: Да, включить в перечень.
В. Путин: Если мы сейчас включим в перечень, потом все будут рыть ямы по берегам Байкала – вот в чем проблема.
С. Левченко: Без разрешения, Владимир Владимирович, они все равно не будут.
В. Путин: Как без разрешения?
С. Левченко: Все равно контролирующая роль органов, которые должны согласовывать.
В. Путин: Сколько стоит туда завезти песок, щебень, для того чтобы не нарушать установленных правил?
С. Левченко: Мне трудно навскидку сказать, остров большой. До столицы, до Хужира, 40 км по самому острову. Плюс если через паром и те 200 км, по которым нужно из‑за пределов Центральной экологической зоны везти, я думаю, что это раза в 3–3,5 увеличивается стоимость.
В. Путин: Скажите, пожалуйста, а карьер, о котором вы сказали, он когда-то функционировал?
С. Левченко: Да.
В. Путин: Там есть карьер?
С. Левченко: Да, не на острове, а рядом.
В. Путин: То есть это когда-то был действующий карьер, и его просто закрыли?
С. Левченко: Да, совершенно верно.
В. Путин: Когда его закрыли?
С. Левченко: С введением закона.
В. Путин: Когда это было?
С. Левченко: Закон введен был в 1996 году.
В. Путин: До этого работал как карьер?
С. Левченко: Да.
С. Донской: Владимир Владимирович, нужно конкретно посмотреть, о чем идет речь, карьер я имею в виду.
В. Путин: Карьер – он и есть карьер. Там что, щебень?
С. Левченко: Щебень, да.
С. Донской: То есть можно ли оттуда еще брать, какие объемы? Непонятно, в каком состоянии этот карьер, и что оттуда можно взять.
В. Путин: А сколько нужно завезти щебня?
С. Левченко: Опять же навскидку сказать трудно – смотря какой класс дороги. Если будет самый низкий…
В. Путин: Сергей Георгиевич, вы нас ставите в трудное положение, потому что вы говорите, что увеличится стоимость, но насколько она увеличится конкретно – вы не знаете. Какой нужен объем щебня – вы ответить не можете. А как принять решение?
С. Левченко: Дело в том, что если возить из‑за пределов Центральной экологической зоны, то мы автоматически никакую экспертизу не пройдем.
В. Путин: Экспертизу чего?
С. Левченко: Экспертизу проекта дороги.
В. Путин: Почему?
С. Левченко: Потому что стоимость будет далеко за пределами существующих рамок.
В. Путин: Это другой вопрос. Имея в виду уникальность ситуации, тут как раз решение принять легче – это вопрос только денег. А то, что вы просите, это вопрос защиты озера Байкал.
Я понимаю ваши озабоченности как хозяйственного руководителя, связанные с лишними тратами, но надо понять, каковы они. Может быть, легче заплатить чуть побольше, а мы вам могли бы помочь в этом, но я должен понять, сколько это стоит.
С. Левченко: Можно и так, Владимир Владимирович. Но с учетом того, что дорогу, я повторяю, до самого острова, до места, где паромная переправа, мы сделали относительно недавно, и это тоже в Центральной экологической зоне, то, я думаю, что это просто самый оптимальный вариант решения – еще раз из этого карьера взять.
В. Путин: А вы брали из этого карьера?
С. Левченко: Да, совершенно верно.
В. Путин: А как же вы брали, если это запрещено?
С. Левченко: А разрешение действовало до закона.
В. Путин: До 1996 года?
С. Левченко: Да. Эта дорога строилась, наверное, с середины 80‑х годов.
В. Путин: 1996 год, когда запретили законом, – это было когда уже, 20 лет назад.
С. Левченко: 20 лет назад, да.
В. Путин: А вы говорите: построили дорогу недавно.
С. Левченко: Асфальт сделали по этой дороге и сделали ту планировку, которую мы можем в пределах законодательства…
В. Путин: Вы же не могли положить асфальт на покрытие, на подушку, которая была 20 лет назад положена.
С. Левченко: Нет, Владимир Владимирович, мы сделали необходимую планировку. Там была гравийка. Мы сделали необходимую планировку, утрамбовали, для того чтобы сделать асфальт, и положили последний кусок, десять километров, в прошлом году.
В. Путин: Давайте посмотрите.
Первое, что я могу сказать, хочу сказать и должен сказать: дорога должна быть сделана. Вопрос только цены. Или мы заплатим эту цену за счет Байкала, и вы дальше будете разрабатывать карьер, или мы заплатим из бюджета – просто дадим немножко больше денег, и завезете туда больше гравия, вот и все. Посчитайте, сколько это стоит.
«Прямая линия» была в июне. Июнь, июль, август – можно было бы уже и посчитать. Сергей Георгиевич, посчитайте, пожалуйста.
С. Левченко: Это, конечно, элементарно, Владимир Владимирович. Просто я думал, что мы другим путем пойдем. Хорошо, договорились, сделаю буквально к понедельнику.
В. Путин: Давайте. Прикиньте и дайте нам информацию о том, сколько это стоит.