Заколесили!
Ограничить передвижение квадроциклов в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории предлагают активисты Общероссийского народного фронта. Сейчас квадроциклисты зачастую передвигаются в Прибайкалье вне дорог общего пользования – по пляжам, степям, лесам. По данным ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», из-за несанкционированной прокладки дорог только на Ольхоне почвенному покрову и животному миру острова нанесен ущерб в размере 2,85 млрд рублей. К тому же сотрудники полиции и Гостехнадзора постоянно выявляют случаи нарушения водителями и владельцами мототранспортных средств правил их эксплуатации и дорожной безопасности. А 24 июля в Ольхонском районе произошло ДТП, в котором погиб пассажир квадроцикла. В ситуации разбиралась корреспондент «Областной».
Лихач в Хужире
Конец июля. На Ольхоне – самом популярном и крупном острове Байкала – пик туристического сезона. Кто-то ездит здесь на велосипедах или уазиках, но многие колесят по Ольхону на самоходной технике. Правила ее эксплуатации, наличие прав у водителей проверяют сотрудники службы Гостехнадзора Иркутской области.
– Управлять квадроциклом можно, только имея на руках водительское удостоверение категории «А1». Владельцы автомототранспортных средств и другой самоходной техники обязаны зарегистрировать их в органах Гостехнадзора, оформить полюс ОСАГО. У каждого квадроцикла должен быть номерной знак, – поясняют инспекторы отдела областной службы Гостехнадзора по Иркутску и Иркутскому району Вадим Ткачев и Алексей Лоскутников.
Квадроциклистов сначала не встречаем. На острове как раз пошел дождь. Туристы покидают пляжи, спешат в свои номера или кафе, большая часть которых расположена в Хужире на улице Байкальской. По причине ненастья у находящихся здесь же пунктов проката квадроциклов клиентов сейчас нет. Но мототранспортные средства все же были проверены. Все состоят на учете, имеют номера, у инструкторов есть права. Сказывается результат прошлых проверок: они здесь идут каждые выходные.
– В целом отмечается снижение нарушений. Владельцы квадроциклов ставят их на регистрационный учет, водители получают права. Хотя факты отсутствия водительских удостоверений регистрируются практически в каждом рейде, причем не только у туристов, но и у инструкторов, – продолжают попутчики.
Дождь усиливается, ольхонские дороги, которые не имеют твердого покрытия, размывает. В какой-то момент по улице Байкальской замечаем быстро едущий квадроцикл без номеров. Мужчина – по виду местный житель – сначала тормозит по требованию инспектора, но, обдав того винными парами, резко срывается и на приличной скорости удирает куда-то вглубь поселка. На своих «жигулях» участники рейда следуют за ним, скоростной режим не нарушают – на скользкой дороге полно людей, бегущих от дождя. Можно спровоцировать ДТП. Квадроцикл замечаем на одной из боковых улиц, но водителя уже нет, куда-то спрятался. Инспекторы переписывают заводской номер двигателя, владелец так и не появляется. Мы надеемся, что сам факт наличия проверяющих в Хужире остановит нарушителя от дальнейших променадов. Как выяснится позже – надежды напрасны.
Пассажир квадроцикла погиб под колесами
К квадроциклам, снегоходам и другой мототранспортной технике у водителей зачастую несерьезное отношение. Мол, зачем нужны права или шлем? Почему бы не разрешить покататься детям или самому не сесть за руль «под шофе»? Факты же говорят, что такое развлечение может быть опасным. По информации ГУ МВД по Иркутской области, только с начала лета в Прибайкалье зарегистрировано 139 ДТП с участием мототранспорта, в которых 10 человек погибли и 161 получил травмы различной степени тяжести.
Так, 24 июля в Приольхонье на дороге Тогот – Курма произошло ДТП со смертельным исходом, где жертвой стал пассажир квадроцикла. Он упал с него и попал под колеса едущего навстречу микроавтобуса.
«В ходе проведения рейдов в Ольхонском районе дорожные полицейские практически ежедневно выявляют нетрезвых водителей мотоциклов, скутеров и квадроциклов, которые привлекаются к строгой административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ. С каждым из нарушителей, а также их пассажирами, которые, как правило, едут по довольно сложным ольхонским дорогам без защитных мотошлемов на высокой скорости, проводятся профилактические беседы о недопустимости подобных нарушений и необходимости использования средств пассивной безопасности», – сообщают в пресс-службе областной полиции.
Ущерб природе от транспорта колоссален
Еще одна проблема: самоходная техника причиняет серьезный урон природе Байкала. На острове Ольхон, на побережье Малого моря и в уникальных Тажеранских степях проложена масса стихийных дорог, по которым хаотично передвигается транспорт. Активисты регионального отделения ОНФ делали запрос в ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Результаты поразили.
– Общий вред, уже нанесенный хрупкой природе Ольхона, колоссален. По расчетам, сделанным по методике Минприроды России, ущерб почвенному покрову и животному миру острова из-за несанкционированной прокладки дорог составляет сумму в размере 2,85 млрд рублей. Из-за поездок вне дорог общего пользования глубина повреждения почвы в результате уплотнения и порчи протекторами составляет до трех сантиметров. При этом в степях необратимо гибнут ольхонские эндемики – животные или растения, обитающие в ограниченном ареале, – озвучивает результаты исследований член регионального штаба ОНФ в Иркутской области, руководитель общественного проекта «Ольхон – территория развития» Эльмира Семенова.
В марте администрация ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» издала приказ, в котором запретила проезд транспорта по особо охраняемой природной территории – «Прибайкальскому национальному парку». Исключение составляют жители населенных пунктов, которые проживают в граничащих с нацпарком поселениях. Также разрешается эксплуатация самоходной техники для обеспечения деятельности самой ООПТ.
– По дороге общего пользования до Хужира квадроцикл передвигаться может. На острове Ольхон также есть населенный пункт Узуры, который находится за лесным массивом. Там есть метеостанция, живут люди. И в отсутствие другого транспорта, кроме квадроцикла, жителям даются разрешения на проезд по лесным дорогам, – поясняет заместитель директора ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» Умар Рамазанов.
Мартовский приказ администрации учреждения мало что меняет, ведь и ранее федеральное законодательство о деятельности ООПТ, Водный кодекс и так запретили проезд любого транспорта в водоохранной зоне вне дорог общего пользования. На Ольхоне только одна такая стоит в дорожном реестре – та, что ведет до столицы острова – Хужира и далее несколько километров до села Харанцы. Меж тем на острове есть девять населенных пунктов. По словам главы Хужирского МО Веры Малановой, постановка этих дорог в реестр ведется, но эта работа требует времени и серьезных финансовых затрат.
Массовый проезд квадроциклов по ООПТ нужно запретить
Еще один нюанс касается прокатчиков квадроциклов. Пока прокат осуществляется свободно, и туристы по факту едут куда хотят. Только продвижение на север острова к мысу Хобой ограничено шлагбаумом. Правда, этот маршрут согласован с администрацией ООПТ, и, заплатив пошлину за пребывание на ней, по утвержденному маршруту может проехать кто угодно. В целом же, где можно ездить на Ольхоне, где нельзя – понять туристу трудно, ведь на острове крайне не хватает информационных аншлагов. И даже когда те появятся, возникнет проблема контроля передвижения техники. На недавнем совещании по этой теме в реготделении ОНФ владельцам пунктов проката квадроциклов предлагалось оснастить транспорт системой ГЛОНАСС и заключать с клиентами договоры, в которых обозначить штрафные санкции в случае отклонения от маршрутов и других нарушений.
– Органам местного самоуправления нужно быстрее определиться со статусом своих дорог в ООПТ. Туроператорам необходимо обозначить маршруты в рамках дорог общего пользования, согласовать их с нацпарком и МЧС, причем движение должно быть только по нескольким утвержденным маршрутам и с ограниченным числом квадроциклов. Требуется четко определить места стоянок, на законодательном уровне обязать устанавливать на транспорте приборы системы ГЛОНАСС. Массовый прокат этой техники в ООПТ как таковой нужно запретить, оставить только сертифицированные туры. В перспективе же следует выходить на законодательный уровень и, получив консультацию в природоохранной прокуратуре, говорить о том, что въезд самоходной внедорожной техники в границы ЦЭЗ БПТ возможен только для обеспечения жизнедеятельности людей, ликвидации какой-либо ЧС, функционирования ООПТ. Поскольку мы видим, какой огромный урон наносят квадроциклы и какую опасность представляют водители самоходной техники, – подытожила член регионального штаба ОНФ Марина Григорьева.
Возвращение лихача
Дождь на Ольхоне закончился. Пора возвращаться на материк, где у инспекторов Гостехнадзора продолжится рейд на Малом море. Вдруг впереди видим знакомого уже нарушителя, но на этот раз с ним находится ребенок, а управляет квадроциклом какая-то женщина. Не справившись с управлением, она съезжает вниз с дорожного пригорка, останавливается и сходит на землю. Инспекторы спешат к ним. В этот момент мужчина сам садится за руль и, чуть не наехав на ноги проверяющим, смачно плюнув в нашу сторону, бросается наутек вместе с маленьким пассажиром. Женщину пошатывает. Никаких прав на вождение у нее нет. Удравшего от нас нарушителя она якобы не знает. Сначала дама пытается «договориться», уповает, что она «при должности и в единственный выходной решила покататься», говорит, что приехала из Иркутска, где живет на остановке «Омулевская». К нам подъезжают экипаж ППС и участковый, устанавливают личность женщины. Оказывается, она местная жительница, но своего попутчика «сдавать» не спешит. Следом прибывает несколько то ли родственников, то ли знакомых, все сетуют на «беззаконие» и убеждают неудавшуюся водительницу не подписывать протокол. Что она, восстановив душевное и физическое равновесие, и делает. Полицейские, заметив: «не под дулом же пистолета заставлять ее подписывать протокол, а исследования на наличие в организме женщины алкоголя можно сделать только в райцентре», убывают по своим делам. Вместе с родней растворяется в пространстве и незадачливая жительница «Омулевской». Их не пугает, что где-то по острову продолжает разъезжать на квадроцикле не совсем адекватный любитель острых ощущений, в прямом смысле плюющий на закон, безопасность и природу.