По следам сибирских купцов
Участники историко-географической экспедиции «Байкал – Аляска» спустя два месяца завершили свое странствие по северу страны. Планировалось пройти более 11 тыс. км на разборном парусном тримаране океанского класса и достичь берегов северного штата Америки. Но в силу неблагоприятных погодных условий посещение конечной точки экспедиции пришлось отложить на следующий год.
Поводов для организации подобной экспедиции было несколько. Прежде всего это 150-летие продажи Аляски и 210-летие установления дипломатических отношений между Россией и США. Кроме того, мероприятие внесено в перечень событий, посвященных 220-летию со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова) и 80-летию Иркутской области. Проект получил поддержку Русского географического общества, Минвостокразвития, МЧС России и правительства Иркутской области.
Напомним, экспедиция «Байкал – Аляска» стартовала из Иркутска 30 мая от ледокола «Ангара». Ее участникам предстояло пройти путь сибирских купцов, основавших первые русские поселения в Северной Америке. Протяженность маршрута – более 11 тыс. км. Одолеть это расстояние планировалось в течение трех месяцев на разборном парусном тримаране океанского класса «Искатель», который строил новосибирский инженер-конструктор Анатолий Кулик (и совершил на нем кругосветное путешествие).
– Когда три года назад мы начали готовить исторический маршрут по пути сибирских купцов, нас все убеждали, что дороги из Иркутска до Тихого океана нет, – вспоминает руководитель экспедиции Анатолий Казакевич. – Но мы с командой уперлись и решили поискать. Выяснилось, что она есть.
Всего в экспедиции на разных этапах участвовало порядка 20 человек, среди которых энтузиасты из Москвы, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Иркутска, Якутска и Камчатки.
Сначала участники путешествия прошли на тримаране по Байкалу, где установили памятную табличку на скальнике в Сарминском ущелье о первооткрывателе озера Курбате Иванове. Считается, что именно он в 1643 году вместе с отрядом казаков Верхоленского острога впервые достиг Байкала. Далее экспедиция проходила по суше – тримаран разобрали, чтобы перевезти его на реку Киренгу. Продвижение по северной водной артерии затрудняло ее мелководье.
– Весь этот путь управляющая катамараном часть команды «Искателя» провела в постоянном напряжении, поскольку мы многократно налетали на притаившиеся мели, – рассказал технический директор экспедиции Роман Неудачин. – В итоге рули катамарана были сломаны. Мы предусмотрительно заменили штатные рули «Искателя», которые оставили на морские этапы, самодельными. Кстати, во время экспедиции мы внесли много корректировок в конструкцию катамарана. Где-то в целях эргономики, где-то в целях безопасности.
Ситуация улучшилась только после того, как путешественники вошли в русло реки Лены. Пришлось наверстывать график. В довольно быстром темпе было пройдено около 3,5 тыс. км, в том числе по рекам Алдан и Мая. 28 июня данный этап экспедиции был завершен по прибытию в поселок Нелькан Хабаровского края. Здесь членам команды «Искатель» вновь пришлось разбирать тримаран и двигаться по сухопутному участку до порта Аян, где парусный агрегат поставили на воду, заменив часть его оснастки для морского перехода.
В открытое Охотское море участники экспедиции вышли 8 июля. Отличие от речного перехода путешественники почувствовали сразу – катамаран и членов команды накрывало волнами, которые гнал сильный ветер. Благо, недолго. Но сюрпризов от морской стихии на протяжении всего этапа хватило. Так, на исходе второго месяца пути смельчаков на тримаране остановил сильнейший шторм. Чтобы не искушать судьбу, команда «Искателя» переждала циклон на суше, пожертвовав графиком. Задержаться пришлось на несколько дней. Это-то и стало основной причиной того, что на Аляску экспедиция нынче не попала. 3 августа катамаран только причалил к берегам Петропавловска-Камчатского, отправляться дальше на север было уже опасно.
– Мы разобрали в очередной раз катамаран и оставили его на «зимовку» до июня 2018 года, – продолжил Роман Неудачин. – Изучив погодные условия, мы решили, что оптимальное время для перехода по Берингову морю это конец июня – начало июля. Требуется также небольшая модернизация катамарана. Его разработчик Анатолий Кулик создал одно из самых лучших и современных судов такого типа. Но в ходе путешествия, особенно в северных широтах, мы поняли, что судно надо в первую очередь утеплить.
Участники экспедиции даже рады, что не удалось ограничиться одним летом – впечатлений масса. В следующем году путешествие будет продолжено в июне. В планах организаторов пройти до Аляски через Чукотку вдоль побережья. По словам Анатолия Казакевича, за время первого этапа экспедиции собран уникальный этнографический материал, фото- и видеосъемки лягут в основу документального фильма о проекте. Кроме того, планируется подготовить интерактивный путеводитель, в том числе по малоизведанным территориям, который призван заново открыть Байкал, Дальний Восток, Камчатку и Аляску.
– Довольно много экспедиций проходит в стране, в том числе по линии Русского географического общества, но масштабы, конечно, не те, – считает председатель Иркутского отделения Русского географического общества Леонид Корытный. – Мы впервые за последние годы объединили такое количество регионов Сибири и Дальнего Востока. И очень важно, что этот проект связывает прошлое и современность.
Руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина в свою очередь заметила, что это уникальная экспедиция с перспективой выхода на международный уровень.
– Считаю, что прохождение такого маршрута может стать главным событием в жизни для любого туриста, – добавила Екатерина Сливина. – А с точки зрения развития отрасли, безусловно, эта экспедиция показала возможность и важность укрепления межрегиональных связей. Позитивный отклик мы получили во всех без исключения территориях – Якутия, Хабаровский и Камчатский края, Магаданская область. Это один из самых масштабных и нестандартных проектов в сфере туризма, реализованных в нашей стране в этом году.