Пчеловод – профессия почетная
Праздник Медовый Спас неслучайно отмечают в середине августа. В это время улья ломятся от солнечного нектара. На пасеке Григория Богданова из села Дундай Боханского района кипит работа – его мед пользуется особым спросом.
Трудно поверить, но богдановский мед пробовали не только москвичи, но жители Польши, США. На Всероссийской сельскохозяйственной выставке, которая проходила в Москве, Богданов получил серебряную медаль в номинации «Лучшее личное подсобное хозяйство».
Внешне Григорий Иосифович – классический пчеловод: нетороплив и спокоен. Только обладая этими качествами, с пчелой можно поладить. Эти насекомые не любят суеты. Работать надо спокойно и последовательно, объясняет хозяин. Иначе будешь вечно ходить с укусами. Пчелу одомашнить невозможно, она как была дикая, так и осталась. Надо просто правильно себя с ней вести.
Фермер первым в Дундае стал заниматься пчеловодством. Потом и другие земляки подтянулись. История его пасеки началась в 1992 году. Свое КФХ, начало которому положил его отец, Богданов возглавил еще будучи студентом Иркутского сельхозинститута.
С тех пор пахотные площади в хозяйстве увеличились до 430 га. На своих гектарах фермер выращивает пшеницу и медоносные травы – фацелию и донник. Донник, объясняет он, не только подспорье для пчелы, но еще в солому идет, и как удобрение хорош.
В 2012 году Богданов стал участником инвестпроекта по пчеловодству и выиграл грант, купив новую технику. На пасеке в местности Хогоши-Янга у него сегодня 48 ульев, в которых проживает 100 пчелосемей. Они, разморенные жарким июльским солнцем, лениво жужжат и кажутся совсем безобидными. Но фермер с улыбкой советует все же близко к ульям не подходить.
– Вот на вас сейчас что, духи? Пчелы этого немножко не любят.
Сам он возиться с пчелами любил с детства.
– Нравится мое дело, да. Тут у меня тишина, покой. Спится на природе отлично… Ну и потом, мед и продукция пчеловодства – это полезно и вкусно, – говорит фермер.
Чтобы развести пасеку, пришлось выслушать немало советов бывалых пчеловодов и перечитать тонну книг.
– Правила содержания пчел меняются год от года. Приходят новые технологии дезинфекции и лечения болезней пчел, приходится следить за новинками, – говорит хозяин.
У фермера дружная семья, дочки Лена и Света выросли в больших помощниц. Но самая главная поддержка – супруга Евгения. Она работает директором Дундаевской средней общеобразовательной школы, но и на пасеке – главный человек.
– На мне – самая приятная работа, – улыбается Евгения, – я откачкой меда занимаюсь. Что может быть его полезнее? Конечно, мы им лечимся, занимаемся апитерапией; воск, перга, пыльца – все идет в дело. А еще зимой в снегу с мужем купаемся. Ведем здоровый образ жизни.
Это лето для КФХ выдалось не самым простым. Небывалая жара спровоцировала нашествие саранчи, которая без разбору, гектарами, съедала все подряд, включая медоносы.
– Саранчи нынче море, не припомню я такого, – озабоченно говорит фермер. – Ячмень у меня – 75 гектаров – саранча съела полностью, пшеница тоже пострадала. А вот донник насекомые не тронули почему-то…
Пчеловодам в последние годы приходится нелегко. Конкуренция среди недобросовестных коллег – небывалая. Многие производители научились подгонять пыльцу в меде, диастазу. Определить качество меда можно только в лабораторных условиях.
– Поддельный мед сложно отличить даже профессионалу, – поясняет Григорий Иосифович. – Настоящий тянется за ложкой непрерывной струйкой, а фальшивый стекает и капает.
Его мед – золотой, целебный, настоящий – со знаком качества. Все дело в хорошем отношении к пчелам. Никакой иной подкормки, кроме собственного меда, пчелы на фермерской пасеке не получают.
– Жду, чтобы пчела себе меда в гнездо натаскала, потом сам беру. Пусть пчелы сперва медом запасутся, потом уж мне отдают, – рассказывает фермер. – Иные люди чего только пчелам не скармливают, сахарный сироп, например. Голодная пчела, как голодный человек, много ли наработает…
Григорий среди своих ульев спокойно ходит почти без защиты. Он знает характер и повадки своих насекомых.
– Пчелы наши – как сам Григорий: скромные и добрые, – с улыбкой говорит его супруга.
Нельзя сказать, что жизнь пасечника – сплошной мед. Бывает, что-то не получается, случается, что пчелы, у которых много болезней, гибнут, особенно при зимовке.
– В прошлом году с уборкой пшеницы я немного не успел с пчелами. Были потери, –признается хозяин.
Но и достижения тоже были. Самое высокое признание фермер получил на российской агропромышленной выставке «Золотая осень – 2011» в Москве. Оттуда Григорий Иосифович привез серебряную медаль. Тогда же ему довелось поговорить с президентом России, которому наш земляк задал вопрос: почему у небольших хозяйств, тех же фермеров, так мало программ и возможностей для покупки техники?
Сегодня Григорий – депутат районной думы, бессменный меценат в области культуры и образования. И даже не все на родине знают, что памятный барисан – священное для бурятского шаманизма место близ села Дундай, сделан его руками. Человек дела, серьезный, скромный и малоразговорчивый, пасечник никогда не хвастается своими достижениями, а просто делает любимую работу.