Своевременное искусство
Выставка из Российской академии художеств — «Своевременное искусство. Леонид Баранов, его друзья и герои» открылась в Галерее сибирского искусства Иркутского художественного музея. На ней представлены произведения ведущих скульпторов и художников нашей страны.
– Авторы проекта – классические художники, многие из которых являются академиками и народными художниками России и представляют собой определенный пласт русского искусства 1960-х – 2010-х годов, – рассказал куратор выставки, искусствовед Петр Баранов. – Все эти авторы представлены в постоянной экспозиции второй половины XX века в Третьяковской галерее, но получить эту выставку из такого музея было бы невозможно из-за большого количества бюрократических сложностей и неподъемных страховок. Мы же работаем на доверии с самими художниками, а эти работы взяты прямо из их мастерских, поэтому появилась возможность показать ее в регионах России.
Впервые выставку представили в Центральном Доме художника в Москве в 2013 году к 70-летию выдающегося скульптора Леонида Баранова. Потом в расширенном виде ее показали в залах Российской академии художеств. В путешествие по городам России выставка отправилась с легкой руки директора Кировского художественного музея, которая захотела показать ее землякам. С тех пор произведения искусства побывали в 15 городах.
– В названии выставки заложена некая антитеза актуальному искусству, – пояснил Петр Баранов. – Идея назвать так выставку родилась, когда художник Александр Ситников – его работы также есть на этой выставке – с которым мы долго разговаривали о современном искусстве на вопрос: «Все-таки, если они современные, то какие вы?», ответил: «А мы – своевременные!».
Главный герой выставки – Леонид Баранов, работающий в жанре исторического портрета, уже в начале 1970-х годов вошел в историю отечественного искусства, создавая портреты известных личностей русской истории и культуры. Среди них образы Ломоносова, Суворова, Пушкина, Гоголя, Екатерины II, Павла I, некоторые из которых можно увидеть в Иркутске. Искусствоведы считают, что за время творческой деятельности Леониду Баранову удалось создать своего рода театр скульптуры. Однако на выставке представлены не только его работы.
– Здесь можно увидеть три группы художников, – пояснил Петр Баранов. – Это учителя Леонида Баранова – Церетели, Пшенников, авторы его поколения – Нестеров, Нечитайло, Ситников, Булгакова и его последователи – Лубенников, Мильченко и другие.
Всего в экспозиции более 130 работ, причем половина из них – скульптурные композиции десяти ведущих московских авторов. Кроме того, на выставке представлены работы 30 живописцев, графиков и монументалистов из разных регионов России. В том числе текстильные работы Натальи Мурадовой и произведения из стекла Тимура Сажина – авторов, которые оформляли интерьеры Кремля, Белого дома в Москве, Верховного суда и других правительственных и общественных зданий Москвы. В проекте также принимает участие работа бывшего иркутянина Игоря Москвитина.
Скульптуры и крупноформатные полотна проекта заняли два этажа художественного музея. Сами работы распределены внутри выставки по тематике. Открывают ее образы из мастерской Леонида Баранова. Здесь есть портрет скульптора кисти Ивана Лубеникова и руки мастера, занятые лепкой, Марии Красильниковой. Неподалеку можно увидеть пейзажи Игоря Орлова. В глубине зала – работы гиперреалистов Ольги Гречиной, Сергея Гета и Константина Победина. Есть уголок, посвященный творчеству Ксении Нечитайло.
Первый зал на втором этаже представляет скульптурные и живописные портреты знаковых для России людей. Здесь можно увидеть миниатюры памятников Достоевскому, Прокофьеву, Кутузову, Гоголю, Пушкину и другим известным личностям, созданные Леонидом Барановым. А также его знаменитые гипсовые раскрашенные бюсты коллег-художников.
– Благодаря этим портретам выставка очень знаковая, ведь когда мы изучаем историю искусств, то редко видим изображения самих художников, – отметил Петр Баранов. – А здесь представлены бюсты Натальи Нестеровой, Анатолия Чечика, который сам раскрасил свою скульптуру, Сергея Мильченко, работы Леонида Баранова и скульптуру его самого, созданную дочерью. То есть мы видим не только работы, но и самих художников.
В отдельном зале на выставке собраны работы на религиозную тему.
– Эти произведения позволяют нам увидеть, как интерпретируют религиозные мотивы современные художники, – пояснил Петр Баранов. – Все советское время им запрещалось создавать работы на эту тему, но 70 лет советской идеологии не уничтожили традицию, и в 1990-е годы художники переосмыслили ту религиозную жизнь, которая была до революции.
Здесь можно увидеть работу «Благовещение» Ирины Старженецкой, которая также расписала несколько храмов. Произведения супружеской пары Марии Красильниковой и Игоря Пчельникова «Ноев ковчег», «Жены-мироносицы», «Падающий Петр». «Иисуса Христа» Николая Мухина, который участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя в Москве. Триптих «Отец», «Андрей Первозванный» и «Очевидец» Виктора Калинина. Среди скульптур в этом зале – работы «Адам и Ева» Владимира Соскиева и знаковые произведения Леонида Баранова.
– Скульптуру Христа Леонид Баранов делал на протяжении 20 лет, – рассказал Петр Баранов. – Он начал лепить ее в 1991 году и долго у него что-то не получалось. Он подходил к ней и снова оставлял. Летом на солнцепеке у него таял пластилин, но он все равно что-то переделывал. Потом в один прекрасный момент вдруг подошел и закончил скульптуру.
В экспозиции также можно увидеть работы Михаила Переяславца, который является автором памятников Александру Вампилову, Якову Похабову и женам декабристов в Иркутске и многие другие произведения известных современных российских художников.
Выставка будет работать в Иркутске до 27 сентября, а потом отправится в Читу и Благовещенск.