Время собирать камни...
Монумент жертвам политических репрессий «Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна установят в центре Москвы – на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Иркутская область стала участником Всероссийского проекта по созданию монумента.
«Стена скорби» представляет собой бронзовый двусторонний барельеф с несколькими арками. Он состоит из безликих человеческих фигур. С двух сторон на монументе расположены таблички со словом «Помни» на разных языках. Площадь перед памятником будет выложена камнями, привезенными из регионов России, где находились лагеря и тюрьмы ГУЛАГа.
Один из камней, что будет заложен на площади, привезут из Иркутской области. На мемориальном кладбище жертвам политических репрессий в селе Пивовариха состоялся траурный митинг и церемония передачи камня для транспортировки в столицу. В урочище Пивовариха в 1937 году на территории, принадлежавшей Иркутскому УНКВД, была выделена спецзона для захоронения расстрелянных. По данным УКГБ по Иркутской области, в Пивоварихе захоронено 15–17 тыс. человек, погибших в 1937–1938 годах.
В июне 2017 года приказом Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области были утверждены границы территории места захоронения жертв массовых политических репрессий. Общая площадь составила более 180 га. Это место взято под охрану государства.
На митинг собрались дети и внуки жертв политического террора. В руках они держали свечи, цветы, портреты близких. Здесь же присутствовали гости из Кореи, которым был передан список погибших в годы репрессий корейцев. В списке 112 имен.
У стены, где размещены фотографии расстрелянных жителей Приангарья, многие плакали.
Среди погибших – отец Эльзы Рыжовой Сергей Алексеевич.
– Уроженец города Тулы, он приехал в Сибирь. В 1933 году работал главным диспетчером в Листвянском пароходстве. В 1934-м встретил мою маму, они поженились. По рассказам мамы, его арестовали в июне 1937 года прямо на улице в Иркутске, куда он приехал в командировку. Папу обвинили в терроризме на водном транспорте. Следствие было скорым, спустя четыре месяца он погиб. В декабре 1937-го родилась я. Маму как члена семьи врага народа, сослали в Казахстан в Акмолинский лагерь, где она отсидела восемь лет.
И таких судеб в Приагнарье не счесть. Поэтому не случайно камень из Пивоварихи станет частью монумента «Стена скорби» в Москве.
– Совет при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека обратился к губернатору Иркутской области Сергею Левченко с просьбой передать камень из памятного места Приангарья. По поручению главы региона мы обратились в Иркутское областное отделение Российской ассоциации жертв политических репрессий, и там откликнулись на нашу просьбу. Подобран камень, который будет передан в Фонд «Увековечения памяти жертв политических репрессий», – рассказала на траурном митинге начальник управления губернатора и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям Ольга Куриленкова.
Она также напомнила, что губернатор дал ряд поручений по благоустройству мемориального кладбища в Пивоварихе. Планируется, что здесь появятся информационный стенд и звонница, пройдет реконструкция существующих объектов. Благоустройство будет продолжаться, часть работ будет сделана к октябрю.
Председатель общества реабилитированных Иркутской области Самат Даутов показал присутствующим камень, который будет передан в Москву. Он поднят прямо с мемориального кладбища. На камне будет выгравирована надпись: «Пивовариха, Иркутская область».
Эльза Рыжова предложила всем желающим прикоснуться к камню, чтобы передать тепло рук и горький привет всем безвинно погибшим.
Мемориал «Стена скорби» планируют открыть в Москве 30 октября – в День памяти жертв политических репрессий. Организаторы проекта по его созданию выразили надежду, что сооружением мемориала будет поставлена заключительная точка в истории внутреннего противостояния в нашей стране, начавшегося в октябре 1917 года.
А в Иркутске в канун этой даты будет издана книга о жертвах политических репрессий и мемориальном комплексе в селе Пивовариха.