Елена Буганова: В Москве мне часто не хватает нашего сибирского раздолья
Уроженка Нижнеудинска, известная актриса театра и кино Елена Буганова живет в Москве, преподает во всероссийском государственном институте кинематографии сценическую речь, участвует в работе жюри детского творческого фестиваля «Белый КиТ», активно занимается общественной деятельностью. В последние годы ей редко приходится бывать в родном городе, но в каждый свой приезд она обязательно находит время, чтобы побывать в редакции местной газеты «Тракт».
Студентка ВГИКа
– 18 лет назад я была студенткой ВГИКа. Первые роли, знакомство, общение, а порой и совместная работа со многими известными людьми, артистами, которые с детства были для меня особыми, неземными существами: Алексеем Баталовым, Сергеем Никоненко, Евгением Сидихиным и многими другими. Знаете, те годы – это такой легкий флер романтики, когда ты смотришь на мир широко открытыми глазами, воспринимаешь, впитываешь все происходящее больше чувствами, эмоциями, нежели умом. Это уже позже начинаешь понимать на своем собственном опыте, что одного таланта, чтобы стать актером, совсем недостаточно. Что там, за кулисами, остается невидимый зрителю тяжелый, порой даже титанический труд, многочасовые репетиции, прогоны, волнение и огромная ответственность за то, что ты делаешь. Ведь зритель никогда не прощает фальши, небрежности или ошибок, будь то спектакль или роль в кино. А актеры – это люди «без кожи», они всегда очень ранимы и чувствительны и к доброму слову, и к критике.
Мечты сбываются?
– Мечты? Да, пожалуй, если говорить о юношеских, то сбылись. Конечно, с возрастом они порой меняются, трансформируются, происходит их некая жизненная переоценка. Ведь и мы с годами становимся другими. И то, что казалось главным в жизни в 16–18 лет, может оказаться не таким важным лет через двадцать. Но я, наверное, как раз исключение из этого правила, то, что было для меня главным в юности, важно и актуально и сегодня – это моя семья, любовь близких мне людей и возможность заниматься своим любимым делом – творчеством. Может быть, мне в чем-то и повезло, но ведь эту дорогу я выбрала сама, иду по ней сама, а трудностей и препятствий на этом пути было и есть предостаточно. Помогает мне то, что рядом со мной всегда есть люди, которые меня поддерживают и понимают. И самые первые мои проводники в жизни – это мои родители. Если папа, Виктор Николаевич, стал для меня учителем самого главного предмета – жизни, то моя мама, Альбина Михайловна, тот человек, который научил меня любить. Любить людей, любить жизнь, любить дело, которым ты занимаешься.
Как становятся актрисами?
– Сейчас мне трудно сказать, когда у меня впервые появилась мечта стать актрисой, но это точно со мной еще со школы. Я училась в школе № 48. Была немного застенчивой, такой, знаете, домашней девочкой. Получив аттестат, поехала поступать в Иркутск. Были мысли и о театральном училище, но не решилась, чего-то тогда испугалась. И поступила в Иркутский педагогический институт на факультет филологии. В институте я проучилась два года, даже поработала на практике в своей родной школе. Но после окончания второго курса я уже твердо поняла, школа – это не мое, и неожиданно для многих оставила институт и поступила на первый курс Иркутского театрального училища. И очень вовремя, можно сказать, запрыгнула в последний вагон уходящего поезда. Еще бы год-другой, и моя мечта о сцене, скорее всего, так и осталась бы лишь мечтой.
Путь к себе
– В училище я попала на курс к очень талантливому педагогу Валентине Дуловой, которая очень многое мне дала и в профессиональном смысле, и вообще в жизни. Наверное, со мной согласятся многие, что личность педагога играет очень важную роль в становлении молодого человека. Ведь главное даже не в том, где ты и как, главное то, что внутри тебя. А это внутреннее чувство нужно разбудить, зажечь в человеке, и тогда этот огонь будет вести тебя всю жизнь. После института в училище я чувствовала себя как в настоящей сказке, каждое занятие, каждый предмет, участие в первых спектаклях было для меня настоящим маленьким чудом. Я училась не просто легко, а с настоящим удовольствием, и окончила училище с красным дипломом.
По окончании училища меня пригласили служить в Иркутский драматический театр. На его сцене мне приходилось играть в нескольких спектаклях еще в пору моего студенчества. В театре мне предложили небольшую роль в новой постановке «Трех сестер», и я даже успела поучаствовать в нескольких репетициях, но тут меня пригласили в труппу омского театра «Галерка», и в моей судьбе произошел еще один крутой поворот – недолго думая, я собрала чемодан, взяла билет на поезд и отправилась за две тысячи километров от родного дома, в совершенно незнакомый мне город. Мне тогда представлялось, что в Омске, миллионном городе, у меня будет больше возможностей для творчества, интересные роли, перспективы.
Но в Омске меня ждало разочарование. В «Галерке» в шедших тогда спектаклях не нашлось для меня ни одной интересной роли, и с зарплатой были задержки, ее платили крайне нерегулярно. Помыкавшись несколько месяцев, я, уже в который раз в жизни, решила все круто поменять и поехала в Москву поступать в театральный институт. Но я приехала в конце июня, и набор в большинстве театральных вузов уже завершался. Кроме того, мне в ту пору уже было 22 года, и я считалась «старенькой» для первого курса. В ГИТИС меня брали, но поскольку бюджетных мест уже не было, предложили какое-то время поучиться на платном отделении, пока не освободится место на бюджете. Но мне это было не по карману, ведь я могла рассчитывать только на свои собственные силы, родители ничем мне помочь не могли. И тут в дело вмешалась судьба. По приезде в Москву я некоторое время «нелегально» жила в общежитии ВГИКа, где учились несколько моих сокурсников по Иркутскому театральному училищу. Вот в итоге я и поступила учиться именно во ВГИК.
Студентка, актриса, билетерша
– Во ВГИКе я попала в творческую мастерскую Анатолия Ромашина. У нас была очень интересная группа, много по-настоящему талантливых ребят. Из тех, кого хорошо знает широкая публика, можно назвать мою сокурсницу Алену Бабенко. Первый курс я училась без особого интереса. Учебная программа во многом повторяла то, что я уже изучала в Иркутске, и могу сказать, к чести нашего училища, кое в чем в Иркутске дело было поставлено даже лучше. Но со второго курса все поменялось, меня полностью захватила, закрутила студенческая актерская жизнь. Если в духовном плане все было просто замечательно, то, так сказать, в экономическом – ох, как было все непросто. Стипендия – копейки, из дома мне помочь особо не могли, выкручивалась, как могла. Помню, после окончания первого курса приехала домой, а денег даже на обратный билет не было. Узнав о моих таких «веселых делах», моя учительница Зоя Александровна Соколова пошла по предпринимателям и собрала для меня небольшую сумму денег. В Москве мы, студенты, подрабатывали как могли, снимались потихоньку в массовках или рекламе (что студентам ВГИКа было категорически запрещено), участвовали в различных «халтурах» – утренниках или праздниках. А на четвертом курсе меня пригласили в антрепризу «Чапаев и Пустота». Этот спектакль в постановке режиссера Павла Урсула, кстати, идет до сих пор. В антрепризе я играла два года. За это время объездила с гастролями едва ли не всю нашу страну, десятки выступлений на театральных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Самары и многих других городов. Этот опыт мне, начинающей актрисе, дал очень многое, получилась такая своеобразная и очень плодотворная «производственная практика». Тем более что мне довелось работать рядом с настоящими мастерами, профессионалами нашего актерского цеха, Марией Мироновой, Сергеем Никоненко, Евгением Сидихиным, Гошей Куценко, которые в то время были также заняты в этом спектакле.
В кино я начала сниматься лет пять назад. Больших, «громких» ролей, может быть, пока у меня и не было, и не все работы одинаково удачны, но есть работы, которые у меня действительно получились. Были роли в сериалах «Домработница», «След», «Детективы», «Понять. Простить», «Особый случай», «Пока живу, люблю», «Знать будущее. Жизнь после Ванги», «Эффект Матроны» и некоторых других. А после окончания с красным дипломом ВГИКа меня пригласили в ассистенатуру, и сейчас я преподаю сценическую речь на актерском факультете своего родного института, совмещая педагогическую работу с работой в кино.
Мимо окон моего дома
– Но самая удачная «роль» – та, которой я живу 24 часа в сутки, это роль жены и мамы. С моим мужем Александром мы познакомились случайно, меня познакомила сокурсница по институту. Его, ученого-этнолога, очень заинтересовало то, что я родом из Сибири. Вот с того знакомства и началась история нашей семьи. Мы стали встречаться, а спустя какое-то время поженились. Сейчас нашей дочери Маше тринадцать, а сыну Саше восемь лет, и это два лучика, которые освещают мою жизнь, делают ее по-настоящему счастливой и полной.
Кстати, немножко об этнологии. За несколько лет до этого, когда я только пришла учиться во ВГИК, у меня был небольшой сибирский говор. До приезда в Москву я считала, что в наших краях говорят чисто по-русски, но оказалось, все же в наших краях есть легкий местный выговор, мне потом пришлось над этим хорошо поработать.
Мы живем на проспекте Мира, недалеко от площади «трех вокзалов», и из окна нашей квартиры видны поезда, которые едут на восток, в мою любимую Сибирь, в город моего детства – Нижнеудинск. Конечно, за много лет вдали от дома я привыкла к большому городу, приняла его бешеный ритм, но здесь, в Москве, мне часто не хватает нашего сибирского раздолья, наших лесов, рек, гор. И эти поезда, бегущие в родные края, будят во мне порой ностальгию по бабушкиному покосу в районе Аэропорта, поездкам с родителями по ягоду за деревню Швайкина или летние походы с друзьями на берега Уды. В последние годы редко удается бывать в родном городе, но у меня в сердце всегда есть уголок, в котором живут его пыльные улочки и скверы, а самое главное – там живут люди, замечательные люди, мои земляки-нижнеудинцы.