Случай в тайге
В конце июля, в воскресный день, жители деревни Ключи Казачинско-Ленского района, супруги Виктор и Ирина Сурановы собрались на «тихую охоту». Поехали на машине в сторону поселка Небель, через деревню Мостовую. И вот оно, заветное грибное место. Как и подобает главе семейства, Виктор задал жене направление – идти ближе к дороге (так безопаснее), а сам, немного углубившись в лес, пошел параллельно.
Белые грузди начали попадаться, на удивление для столь ранней поры, довольно часто. Как на подбор свежие, красивые, ароматные, вверху шляпки – маслянисто-шершавые… В такие минуты азарта и удовольствия особо не замечаешь ни времени, ни места. Короче, как троллейбус следует по проводам от столба до столба, так и завороженный грибник – от гриба до гриба. В таком состоянии муж и жена, незаметно для себя, поменялись маршрутами: он пошел ближе к дороге, а она – наоборот.
Срезая грузди, Виктор сквозь стоящие на пути кедры, ели и редкие сосны увидел странную вытоптанную площадку, точнее окружность. Трава, кустарники были примяты, земля и мох покорежены, деревца в диаметре 10–15 м переломаны. До того места оставалось метров 25–30. В голове мелькнуло предположение: а не зверь ли тут сидел? Обжигающую обычно мысль приглушил азарт грибника. Суранов осторожно прошел еще несколько шагов, по инерции срезая грибы. И тут вдруг медведь, до сего времени затаившийся за колодой, резко поднял голову. На секунду человек и зверь встретились взглядами. В такие мгновения людей то бросает в холодный пот, то охватывает жаром. Виктор не помнит своих ощущений. Броска, нападения не последовало, поскольку оказалось, что топтыгин находился в петле длиной метров пять из металлического тросика, поставленной кем-то из браконьеров. Она была привязана к стволу толстого дерева. На всю длину удавки вся растительность вокруг оказалась утрамбованной медведем, стремившимся вновь обрести свободу.
Суранову повезло. Разъяренный от бессилия и боли зверь мог резко рвануться навстречу человеку, инстинктивно видя в нем врага. И если петля была стертая либо ржавая, этого последнего рывка могло хватить, чтобы порвать ненавистный тросик, который удерживал прежде вольного хозяина тайги.
Виктор осознавал опасность, поэтому не стал звать жену, чтобы не будоражить медведя. Тихонько попятился назад, следя за зверем и в то же время боковым зрением высматривая Иру. Приблизившись к ней, вполголоса сказал:
– Все, пошли к машине!
– Как? А грибы?
– Да пойдем же! Там медведь!
Не чуя под собой ног, грибники без шума добрались до машины. Дома они сообщили о происшествии в отдел полиции и охотобщество.
– После получения информации мы срочно обратились в Службу по охране и использованию животного мира с ходатайством о выдаче разрешения на отстрел медведя в связи с повышенной опасностью для населения, – рассказал председатель районного охотобщества Павел Мельников. – В короткий срок все необходимые формальности были улажены. На место происшествия, а это, если смотреть по карте, верховье Васькина Ручья, выехала на машинах группа охотников.
Пара выстрелов из охотничьего ружья прекратили мучения медведя. Зверь был старый, худой. Шел ли он откуда-то издалека, спасаясь от пожаров, бушующих в разных районах области? Вряд ли лапы у него были не стертые.
Руководитель охотобщества квалифицирует попытку добычи зверя как браконьерство. А если по-человечески, то это элементарная безответственность, создание угрозы жизни и благополучию других людей. Километрах в двух от места ловушки – деревня Мостовая. Так что ее жителям грозила серьезная опасность. Нешуточную опасность представлял попавший в петлю зверь и для людей, которых манит эта территория, богатая груздями.
– А ведь могла повториться трагедия, как в Жигаловском районе, где зверь загрыз мужчину, ведущего топографическую съемку в составе группы специалистов, – говорит Павел Мельников. – Почему медведь, который обычно старается избегать человека в лесу, повел себя агрессивно? Был голодным? Нет, в эту пору ему хватает корешков, трав, личинок муравьев и всего, что составляет повседневный рацион. Да и год нынче урожайный на ягоды. Или это была медведица, которая усмотрела в действиях людей мнимую опасность для ее медвежат и бросилась таким жестоким образом «спасать» их? Не исключается, что косолапый был ранен, например, на солонцах, и потому особенно агрессивен. И, наконец, допускается еще один вариант: зверь вырвался из петли, наподобие той, что в нашем случае, и был переполнен злостью на людей.
Как часто человек своими неразумными, небрежными, бесшабашными действиями сбивает веками отработанный алгоритм поведения хозяина тайги. Кроме описанного нами примера можно сказать о свалках, помойках рядом с населенными пунктами, на которые порой выходят медведи. Отведав «халявы», могут напасть и на того, кто «подвернется под лапу». Печальная хроника подобных трагических происшествий есть в каждом районе.