Кино: Нам песня грабить и жить помогает
«Малыш на драйве» (Baby Driver), 18+
Великобритания, США, 2017
Режиссер Эдгар Райт
Парень по прозвищу Малыш (Энсел Элгорт) в детстве попал в страшную автоаварию. Теперь ему за двадцать, и он круглосуточно слушает музыку в наушниках, чтобы его не беспокоил звон в ушах (единственная травма, от которой не удалось избавиться после катастрофы). Работает Малыш водителем у криминального авторитета Дока (Кевин Спейси), регулярно увозя бандитов с их кушем от полиции. Малыш – виртуоз вождения, догнать его невозможно, поэтому Док очень ценит такого подопечного. Дополнительным плюсом в пользу Малыша выглядит то, что ему вроде бы все на свете по барабану. Парень перманентно спокоен как танк и невозмутим как удав.
И только перед официанткой Деборой (Лили Джеймс), с которой у нашего героя завяжется моментальный роман, Малыш откроет свою душу. На самом деле ему не так уж нравится увозить с места преступления ничтожных грабителей банков. Малыш хочет уехать в какое-нибудь такое место, где даже влиятельный Док никогда его не найдет. Он предлагает Деборе ехать вместе с ним – и она отвечает согласием. Увы, именно в этот момент Док вызывает Малыша на дело, которое может оказаться роковым для всех его участников.
Иронический боевик английского режиссера Эдгара Райта «Малыш на драйве» – пока что лучший развлекательный фильм этого года. Райт, по сути, с годами не меняет своего творческого кредо, раз за разом снимая сочные иронические стилизации под общеизвестные киножанры. «Зомби по имени Шон» был как бы пародией на зомби-хорроры, «Типа крутые легавые» вроде как высмеивали полицейские боевики, «Армагеддец» прохаживался по ужастикам про пришельцев. На деле все эти фильмы и были полноценными представителями указанных жанров, просто режиссер впрыснул в них изрядные дозы настоящего английского юмора. Эффект во всех случаях поразительный.
На этот раз британец имплантировал в свою вселенную типично американский жанр гоночного боевика о неуловимых грабителях на крутых тачках. И вновь Райт проделал эту операцию с таким блеском, драйвом, остроумием и глубокомыслием, что только диву остается даваться.
Каждая работа Райта может похвастаться отменным саундтреком. В «Малыше на драйве» сам сюжет предполагает щедрейшее использование музыки – и режиссер буквально упивается этой возможностью. В фильме звучит не один десяток отличных песен самых разных жанров. Но почти все они подпадают под категорию «ретро»: Эдгар Райт, как и Квентин Тарантино, прекрасно знает, что хорошо отобранная старая музыка почти всегда подойдет фильму значительно лучше, чем любая новомодная.
Квентина и Эдгара вообще роднит очень многое. Но прежде всего этих режиссеров отличает их, простите, высокая кинематографическая культура. Благодаря этому хочется не только смотреть, но даже много раз пересматривать их фильмы, на какие бы избитые сюжеты они ни были сняты. Именно такие ленты со временем попадают в кладезь культового кино – и «Малыш на драйве» наверняка тоже не избежит этой участи.