Село вдали от райцентра
Шаралдайское муниципальное образование всегда было крепко селом. Здесь люди работали, как деды в старину, здесь закладывались обычаи, основы народной правды и мудрости.
Легенда булагатов
По легенде, первые жители в Шаралдае появились в XVI веке. Люди, живущие в Шаралдае, относятся к племени булагатов. Прародитель Батлай имел cемерых сыновей, среди которых был и Шаралдай. В поисках незанятых земель и пастбищ Шаралдай спустился по реке Куда к Ангаре и дошел до устья реки Иды, поднялся вверх по течению. Несложно представить себе, как впервые предки зорко осматривали обширную плоскую долину с небольшой рекой, окруженную красивыми невысокими горами.
В селе Дундай сохранилась юрта, в которой раньше жили буряты, амбары, где хранили домашнюю утварь и зерно. Чуть позже в селе стали строить добротные дома, хозяйственные помещения, колодцы.
Удивительна история многонационального муниципалитета. Село Вершина, например, обязано своим появлением аграрной столыпинской реформе 1906–1914 годов и основано переселенцами из бывшего Царства Польского, которое входило в состав Российской империи.
В 40–50-х годах прошлого столетия в село в поисках богатых земель приехали переселенцы из Рязани, а также Белоруссии, Украины. Из рассказа Варвары Афанасьевны Зинович: «В 1951 году по вербовке приехали в Боханский район, в село Дундай. Ехали в вагонах. Везли все: коров, свиней, чугуны, кастрюли. Ехали долго, семьями. Все хотели увидеть тайгу. А дальше Дундая ехать было некуда. Вот она, тайга… Так и остановились переселенцы в этих краях. Они получили единовременное денежное пособие в одну тысячу четыреста пятьдесят рублей, купили дом, стали работать».
Переселенцы привезли в Сибирь веру, традиции и практические умения, внесли немалую лепту в развитие своей новой родины.
Но все же основная часть жителей муниципалитета – буряты. Они свято чтят свои традиции. Отличительной чертой является почитание старшего поколения.
Чтобы не забывать о своих предках, многие жители составляют генеалогические древа. У бурятов, например, это семейства Адыковых, Мантыковых, Богдановых. У украинцев – Калиниченко, Косых, у поляков – Фигура, у немцев – Керберг.
Люди в Дундае сердечные, гостеприимные, трудолюбивые. Они живут дружно, с уважением относясь друг к другу. Мир стал бы гораздо лучше, если бы таких сел было больше.
Известные люди
В Дундае принято почитать известных людей и долгожителей. Законной гордостью этой земли стали люди, прославившие ее – ученые, спортсмены, общественные деятели, передовики производства, представители культурного сообщества.
Жизнь и деятельность профессора Никифора Петровича Егунова – образец служения своему народу, прекрасный пример плодотворной научно-педагогической и общественной работы. Известный ученый-историк, заслуженный деятель науки Республики Бурятия, доктор исторических наук, профессор оставил о себе добрую память.
Певица Надежда Казаковна Петрова принимала активное участие в становлении бурятского музыкального театра. В 1939–1948 годах она была солисткой Бурятского театра оперы и балета. Тем фактом, что талантливая землячка пела перед вождем СССР Иосифом Сталиным, шаралдайцы очень гордятся.
Не менее известны и имена простых тружеников. 107-летняя Матрена Николаевна Осодоева родилась в 1902 году в улусе Нашата в многодетной семье. Много лет она отдала родному колхозу. За свой труд имеет награды «100 лет Ленину», медаль «Труженик тыла», «К 50-летию Победы». В 2005 году Матрена Николаевна получила медаль «Долгожитель округа».
Галина Ивановна Хунданова является ветераном педагогического труда. Ее стаж – 46 лет.
С уважением и гордостью в Дундае произносят имена Нины Ивановны Быковой – доярки, телятницы, награжденной орденом Трудового Красного Знамени в 1996 году.
Историк-самородок Валентин Петшик написал о деревне Вершина книгу «Маленькая Польша в сибирской тайге». Сегодня он пишет еще одну книгу – о шаралдайских деревнях.
И таких судеб в Дундае не сосчитать…
День сегодняшний
Сегодня в муниципалитете работает в основном социальная сфера – сельская библиотека, отделение почтовой связи, детский сад «Теремок».
Дундайский сельский Дом культуры отреставрировали и открыли в 2010 году. Здесь созданы детский ансамбль «Солнышко» и фольклорный ансамбль «Ивушка». Не менее популярны у земляков народный польский ансамбль «Яжумбек» и творческая группа «Белый месяц».
– Наше село Дундай находится вдали от райцентра, считается одним из отдаленных, – подчеркивает глава Шаралдайского муниципального образования Вера Батюрова.
В муниципалитете проживает более 1,4 тыс. человек, местные фермеры занимаются растениеводством и животноводством. От бывшего колхоза «Дружба» здесь осталось только название.
Самая большая проблема муниципалитета – отток молодежи, безработица. Но несмотря на это, население в Дундае и его окрестностях стабильное.
Еще одна из проблем, по словам Веры Батюровой, – отсутствие молодых кадров. На территории работают три ФАПа – в Дундае, Харагуне и Вершине. Но замены фельдшерам нет, а они давно в почтенном возрасте. Тем не менее в муниципалитете работают три домовых хозяйства, которые как могут оказывают землякам медицинскую помощь.
Немало в Дундае собственных традиций. Тайлаган, польский праздник «Можанна», турнир на приз мастеров спорта Шаралдая – вот наиболее известные праздники.
Пять мастеров спорта по вольной борьбе дал иркутскому спорту этот муниципалитет. В местной школе работает спортзал, где тренер Боханской ДЮСШ Николай Бахабаев готовит новых спортивных «звездочек». Его воспитанник, КМС по вольной борьбе Саша Новак, обучается сегодня в школе высшего спортивного мастерства в Иркутске.
Силой притяжения обладает эта земля. Иначе чем объяснить, что земляки, покинувшие малую родину, неизменно возвращаются и всячески ей помогают?
Предприниматель из Улан-Удэ Егор Олзоев помог жителям села Харагун построить клуб в виде бурятской юрты. Он привез из Бурятии строителей, которые в кратчайшие сроки возвели нужный объект.
– Несмотря на то, что я давно уехал из Харагуна, это моя малая родина, отсюда пошел мой род. Я посчитал нужным оказать помощь в этом хорошем деле, – подчеркнул Егор Олзоев.
По мнению Веры Батюровой, с открытием клуба деревня ожила. Теперь у харагунцев есть место, где можно проводить праздники, встречаться, общаться.
Несмотря на трудности с финансированием, муниципалитет участвует в разных программах, например, в программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. По этой программе уже построен первый жилой дом.
– У нас есть деревня Веселая Поляна в 27 км от Дундая. Там живут четыре семьи, которые нужно переселить. Предстоит построить еще четыре дома, – делится планами Вера Батюрова.
Дом с узорами
Много раз жители Шаралдайского муниципального образования становились победителями конкурса на самую благоустроенную усадьбу.
Дом Николая Кривды из деревни Нашата – сказочный терем под открытым небом. Вместе с супругой Антониной Петровной он довел собственную усадьбу до совершенства.
В колхозе «Дружба» супруги отработали много лет. Он – механизатор, она – повар.
– Дом построили, дочь родили. Тогда Коля впервые стал делать деревянную мебель своими руками, – вспоминает Антонина. – Зарплата небольшая в колхозе, всего было не купить, вот и пригодился его талант…
Гены у Николая самые что ни на есть мастеровые. Его отец Александр Захарович был печником и Колю научил своим премудростям. Николай и сегодня кладет печи, делает рамы, двери и мебель по собственным рисункам и лекалам.
И выглядит его дом как шкатулка с резными узорами… И другие усадьбы благодаря его рукам и таланту преобразились.
– Моих наличников и дверей по всему району и не сосчитать, – смеется хозяин.
– Вот и останется о тебе хорошая память, – вторит ему жена.
В усадьбе у супругов порядок, чистота и красота. Почти каждая вещь в подворье сделана руками Николая. Даже простые деревянные грабли.
– Нет для меня ничего невозможного, – с достоинством говорит хозяин.
Эта трудолюбивая и сильная семья пережила многое. В 2013 году в усадьбе произошел пожар. Сгорели стайки, столярка, баня, гараж. Техника, кладовка, сеновал, телята, куры… Все погибло в огне.
– Супруг в орешнике был, – рассказывает Антонина. – Дом мы смогли отстоять, но все, что было в ограде, погибло.
– Столярку жалко. Инструменты сгорели, станки. У меня там 30 окон на заказ стояло, – морщась, как от зубной боли, вспоминает хозяин.
Добрые люди, в том числе братья Алексей и Валерий Вижентас, помогли погорельцам отстроиться.
– Хватились мы – ни топора, ни лопаты. Соседи помогли, дай им Бог здоровья, – говорят супруги.
Кто-то другой опустил бы руки, а эти – нет. Заново поставили все надворные постройки, и хозяин покрыл все искусной деревянной резьбой. Где даже самый малый завиток говорит о терпении и большой любви к своему делу.