29.09.2017 22:54
Рубрики
Территории
Теги
29.09.2017 22:54

Срединная земля

Наверняка каждый, кому доводилось ездить на запад от Иркутска по Московскому тракту, обращал внимание на поселок, расположившийся вдоль трассы через несколько километров после Усолья-Сибирского. За глухим бетонным забором сначала красовались добротные пятиэтажки, потом долгие годы они же пугали проезжающих пустыми, выбитыми глазницами-окнами и покосившими дверями. Все знали, что Средний – поселок, где живут семьи военных из гарнизона Белая. А вот то, что расположено в населенном пункте кроме жилых строений, видеть довелось немногим – территория режимная, действует пропускная система. В этом году поселку Средний, как и Иркутской области, исполняется 80 лет. Воспользовавшись этим благовидным предлогом, нам удалось приоткрыть завесу «тайны», побывать в администрации, детском саду и школе, а еще встретиться со старожилами, для которых Средний стал не временным пристанищем, как это водится у военных, а самой настоящей малой родиной.

Исторический экскурс

С чего начинался Средний, почему он получил такое название, мы узнали из книги А. Гретченко «На дальних крыльях Приангарья». Благодаря документам, обнаруженным в военных архивах, автор разузнал, что в середине 20-х годов прошлого века в Иркутской области началось активное освоение воздушного пространства. Юг Восточной Сибири был территорией стратегической. В Прибайкалье уже тогда начинал сосредотачиваться значительный военный потенциал для защиты Сибири и Дальнего Востока от возможных посягательств со стороны Японии и США. В Иркутске на станции Батарейная в огромных складских помещениях постепенно накапливалось большое количество военного имущества и техники. В 1937 году Народный комиссариат обороны СССР принял решение о передислокации третьих военных складов на 82 км севернее Иркутска и строительстве там же военного аэродрома Северный. Одновременно с Северным близ поселка Тайтурка был построен грунтовой аэродром Южный, на котором размещалась эскадрилья командующего ВВС Восточносибирского военного округа. Аэродромы находились на расстоянии 10 км друг от друга. А между ними, у Московского тракта, там, где некогда располагался бурятский улус, начали строиться жилые дома для семей военнослужащих. Так и появился поселок, получивший из-за своего срединного местоположения название Средний.

2C3A4864В годы Великой Отечественной войны аэродромы Северный и Южный жили напряженной жизнью. Здесь совершались тренировочные полеты молодых летчиков, получали первый опыт обслуживания боевых самолетов выпускники Иркутского авиатехнического училища. Отсюда и пилоты, и техники отправлялись на фронт. Сначала молодые военнослужащие жили в землянках, позже, уже в годы войны, Средний приобрел черты военного гарнизона с ограниченным въездом и выездом. В августе 1942 года из Тайтурки с аэродрома Южный на фронт был отправлен в полном составе авиационный полк. Иркутский авиационный завод в годы Великой Отечественной войны производил по два самолета в день. На заводском аэродроме не хватало мест для стоянки. Самолеты перегонялись на Белую, где проводились летные испытания и передача их представителям ВВС. После окончания войны поселки Средний и Степной, аэродром Северный и дислоцированная у Ангары войсковая часть 56671 не только не потеряли своего значения, но продолжали развиваться и расширяться. С середины 50-х годов на Среднем началось нешуточное строительство. В поселке выросли целые улицы. В районе частного сектора до сих пор сохранился многоквартирный деревянный дом, построенный, по воспоминаниям жителей, японскими военнопленными. Особенностью его является предусмотренный для каждой квартиры отдельный вход и небольшой балкончик.

Большие изменения произошли за это время и в авиационном полку. С 1943 года до декабря 2009-го он именовался «200-й гвардейский Краснознаменный Брестский тяжелый бомбардировочный авиационный полк». Столь громкое название полк получил, благодаря героическим подвигам пилотов и техников, проявленным в года Великой Отечественной войны. За годы войны экипажами полка было совершено более тысячи боевых вылетов с общим налетом около 4 тыс. часов. Семь воинов-гвардейцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, более 300 человек награждены орденами и медалями, 30 воинов-авиаторов полка приняли участие в параде Победы на Красной площади. После войны полк перешел в штат мирного времени. Сегодня этого полка больше нет среди действующих частей министерства обороны России. Он расформирован и вошел в состав авиабазы «Белая». Но знамя его по-прежнему хранится в штабе как самая дорогая реликвия, символ доблести нескольких поколений советских и российских летчиков.

Разрушительные реформы

Периодом расцвета гарнизона «Белая» и поселка Средний по праву можно считать время развитого социализма. Тогда население военного городка превышало 10 тыс. человек. Годы возрождения капитализма в России сказались на жизни военных самым неблагоприятным образом.

Как пишет в своей книге А. Гретченко, «десять лет – с 1994 по 2004 годы стали для полка, как и для всей дальней авиации страны, крайне сложными в решении задач боевой подготовки. Из-за постоянной нехватки авиационного топлива, в 2001 году, например, задачи боевой подготовки были выполнены всего на 13%, в том числе по налету – на 9%, по боевому применению – на столько же. Бомбардировщики ТУ-22МЗ поднимались в небо над Ангарой не чаще одного раза в месяц». Не лучше обстояли дела и в самом поселке.

– Все зависело от политической ситуации в стране. Наша военная часть переживала то сокращения, то расширения, – вспоминает о том времени инструктор по общественно-государственной подготовке и информированию войсковой части 35020 Александр Барвинок. – Только за последние 20 лет мы пережили три реформы: в 1994-м, 1998-м и 2009 годах. До 90-х годов жизнь, как говорится, била ключом. Поселок тогда отличался образцовым порядком, прекрасной инфраструктурой и населением. Оно у нас сменное, много приезжает, много уезжает. В плане знакомства и общения жить в Среднем всегда было очень интересно. Тогда были построены средняя школа с бассейном на 1200 мест, современный детский сад на 300 малышей, дом офицеров, амбулатория, котельные, магазины… А еще 47 многоквартирных домов, которых катастрофически не хватало. В некоторых квартирах жили по две-три семьи на подселении. В 1998 году прошло первое большое сокращение. Было около 22 частей, осталось шесть. Народ стал спешно разъезжаться, побросал квартиры. Население Среднего сократилось наполовину. Силами части охранять огромную территорию поселка стало невозможно.

Сначала в брошенные военными квартиры принялись заселять погорельцев и жителей, дома которых пострадали от подтопления. Они прописались на территории Среднего, и, как говорит Александр Барвинок, теперь их проблематично куда-либо выселить. Еще в то время благостную картину образцового поселка основательно подмочили «черные» риэлторы, которые покупали за бесценок у одиноких стариков и пьющих людей квартиры в Иркутске, Ангарске и Усолье, а затем всеми правдами и неправдами заселяли лишенцев на Средний. В поселке тогда убрали КПП, въезд был свободным.

– Министерство обороны, объявив в очередной раз о начале реформы, приняло решение передислоцировать многие военные части, а военные городки открыть, – продолжает Александр Барвинок. – Так в нашем закрытом когда-то поселке резко ухудшилась криминальная обстановка, все больше стало появляться неблагополучных пьющих семей.

Тогда же министерство решило свести в единую систему все сервисные службы и ремонтные заводы ведомства. Это тоже произошло одномоментно, без объяснения каких-либо причин со стороны военных. Просто «спустили приказ сверху».

Глава Среднинского МО Владимир Барчуков поясняет: раньше обслуживанием и служебной зоны, и жилого фонда занималась квартирно-эксплуатационная часть, которая подчинялась начальнику гарнизона. Затем правительство приняло решение все вопросы обеспечения армии, которые не относятся напрямую к боеготовности, передать другим организациям. Чтобы, дескать, начальник гарнизона не занимался тем, где и как текут трубы, какой мусор нужно убрать. Изначально идея была разумной, но на деле оказалась весьма далекой от идеального плана. В Москве создали «Оборонсервис». Главная задача этого предприятия – обеспечивать все войска от Калининграда до Камчатки боевой техникой и ее комплектующими. Про услуги ЖКХ в уставе этой организации есть только малюсенькая сноска. Именно деятельность этого «монстра» и стала, по словам сотрудников местной администрации, причиной плачевного положения военного городка. Судите сами: все руководство ОАО «Оборонсервис», как и подчиненных ему предприятий, находится в Москве. А поселковой администрации, чтобы купить, например, новый гвоздь, приходится обращаться сначала в Иркутск, где находятся филиалы, те посылают запросы в Москву, а на местах работа стоит.

Официально Министерство обороны до сих пор не передало ни один военный городок в муниципальную собственность, поэтому гражданская администрация фактически не может влиять на ход событий внутри поселка. Жилой фонд, который по документам находится в собственности военного ведомства, не имеет права участвовать ни в одной федеральной или областной программе поддержки. Как пояснил Владимир Барчуков, из 33 оставшихся жилых домов практически все находятся в аварийном состоянии и требуют срочного капитального ремонта. Паспорта готовности нет ни у одного строения. Вот и разрушаются год от года в поселке дороги, ветшают коммуникации, здания и жилые дома.

Последнее «доброе» дело, которое Минобороны сделало для Среднего – списало и утилизировало в прошлом году 14 «хрущевок», так долго уныло взиравших из-за забора на федеральную трассу безглазыми окнами. От принятия решение до взрывных работ прошло около 10 лет. Жители поселка невесело шутят: если также «оперативно» будут разрешаться и другие проблемы, семьям вскоре придется переселяться в землянки.

Работа с оглядкой

Стоит отметить, что сегодня Средний выглядит гораздо более ухоженным, чем даже пару лет назад. Администрация за счет муниципального бюджета на свой страх и риск занимается благоустройством: высаживает цветы, устанавливает зеленые скульптуры, оборудует детские игровые площадки и обустраивает зоны отдыха. К 80-летию, например, в Среднем появилась архитектурная композиция, изготовил которую мастер из поселка Тельма Иван Зуев, а к 70-летию Победы – памятник защитникам Родины.

2C3A7229– Поступления в местный бюджет у нас неплохие, – рассказывает Владимир Барчуков. – В основном они складываются от налогов НДФЛ. Зарплата военнослужащих сейчас довольно значительная, вот и набегает в год около 23 млн рублей. Казалось бы, приличные деньги – вполне можно было бы участвовать в софинансировании программ по тому же капремонту, но, как уже было сказано выше, из-за того, что земля и жилой фонд – собственность минобороны, руки у нас связаны.

Единственный проект, который может хоть как-то скрасить муниципальные трудности – «Народные инициативы». В позапрошлом году, благодаря помощи областной казны, муниципальные власти приобрели для жителей искусственную новогоднюю ель с комплектом игрушек. В прошлом направили средства на обрезку тополей, но не угадали со «стратегической» задачей. Поселковой администрации мгновенно указали на место: тополя и те, оказывается, не муниципальная собственность, а ведомственная. Нынче хотят установить внутри поселка систему видеонаблюдения, но опасаются, как бы опять чего не вышло.

– Очень трудно работать, потому что нас постоянно одергивают: вам это нельзя, то нельзя, – горько усмехается Владимир Дмитриевич. – Да и региональные ведомства не спешат взваливать на себя дополнительную нагрузку. В 2016 году, например, когда прошли изменения в программе по капитальному ремонту, нами был направлен перечень многоквартирных домов с характеристиками в региональное министерство жилищной политики. Но нас почему-то в нее не включили, объяснив, что из-за 33 домов не собираются менять всю программу. Находятся в суде и документы по дорогам.

Глава администрации объясняет: после долгой переписки выяснилось, что внутрипоселковые дороги протяженностью 11,3 км оказались бесхозными. Во время последней реорганизации они выпали из всех списков. Муниципальные власти провели их кадастровую оценку, поставили на учет. Теперь, если суд признает дороги муниципальными, на их ремонт можно будет привлекать средства из областного Дорожного фонда. Очень надеются местные руководители, что удастся разрешить и «культурный» вопрос. Пятый год в центре поселка стоит без воды и электричества трехэтажное добротное здание гарнизонного дома офицеров, а между тем ребятишкам, молодежи и ветеранам негде заниматься в кружках и спортивных секциях. Да и общепоселковые праздники приходится проводить исключительно на улице – актовый и спортивный залы в Среднем есть только в здании школы.

Есть кем гордиться

В то, что рано или поздно все разрешится наилучшим образом, стараются верить и рядовые жители, и поселковые руководители. Хоть медленно, но оборонный колосс все же шевелится. Так, в прошлом году он передал, наконец, в муниципальную собственность детский сад. За счет Усольского района, затратившего более 5 млн рублей, его оперативно привели в порядок в соответствии с нормами СаНПиН. Заведующая Елена Кузнецова, проводя экскурсию по учреждению, похвалилась: детский сад – единственный во всем Усольском районе, где открыты сразу три логопедические группы. Работает множество кружков: «Я – компетентный родитель», кулинарный, театральный, легопроектирования, изостудия, компьютерный класс, оснащенный интерактивной доской, открыт кабинет психолога. Поскольку 80% ребятишек – дети военнослужащих, для дошколят ведется большая работа по военно-патриотическому воспитанию. Ребятишки подготовительной и старшей групп совместно с папами участвуют в различных спортивных и культурных мероприятиях, регулярно выезжают на аэродром с экскурсиями, посещают музей боевой Славы. Есть в дошкольном учреждении и своя музейная экспозиция. Сейчас, например, она посвящена родному поселку и называется «Нам есть чем гордиться».

2C3A7091А гордиться Среднему стоит в первую очередь своими жителями, чью преданность поселку не поколебали никакие бытовые трудности. В школе, например, работают четыре преподавателя, имеющие звание «Почетный работник общего образования РФ». С 1991 года данное учреждение образования выпустило 37 золотых медалистов и 65 серебряных! В 2016 году преподаватель Елена Мякишева стала победителем регионального конкурса «Учитель года», а в 2017-м была удостоена премии губернатора Иркутской области.

Спортивные достижения ребят вообще выше всяких похвал. Пятый год здесь работает спортивный клуб «Сокол», руководит которым Андрей Грачев. Благодаря ему многие не просто увлеклись армейским рукопашным боем, но и добились серьезных спортивных результатов. Например, Алесей Кирдеев в 12 лет стал чемпионом межрегионального турнира в Чите, мастер спорта Алексей Шагазетдинов – неоднократным призером первенства России, бронзовым призером чемпионата Европы, Влад Пострегань – чемпионом мира в Мельбурне в 2015 году, а Данила Морозов в прошлом году выиграл чемпионат России по панкратиону.

Объясняя высокие достижения своих подопечных, Андрей Аркадьевич говорит, что повинны в этом гены ребят. Средний – городок особенный. Здесь собрался сплав со всей России. Поэтому и дети получаются такими одаренными и талантливыми. Многие связывают свою жизнь с военной карьерой – им есть с кого брать пример. Поэтому совсем неудивительно, что в поселке живет немало военных династий.

Семья Бутиных – как раз из таких. Николай Григорьевич – полковник в отставке. Стаж его службы в гарнизоне 36 лет. В Средний с Клавдией Николаевной они приехали в далеком 1956 году, спустя три года, как Николай Григорьевич окончил Казанское авиационно-техническое училище дальней авиации. Вместе с женой они 62-й год. Вырастили двоих сыновей – Юрия и Владимира. Старший сын живет в Иркутске, а семья младшего вся здесь. В юбилейный для Среднего год Николаю Бутину присвоили звание почетного жителя поселка. Оглядываясь на прожитые годы, супруги дружно заявляют:

– Жизнь прожили нормально. Было все: и нищета, и достаток. Но ни разу мы не пожалели, что оказались в этом гарнизоне. Здесь мы нашли настоящих друзей, вырастили своих сыновей, те подарили нам внучат, а год назад у нас появилась правнучка Машка. Обещают, что и Мишка появится, разве это не счастье?