Сушим сети, сматываем удочки...
Браконъеры нанесли огромный урон популяции байкальского омуля. Поэтому федеральное правительство приняо бепрецедентыне меры: на неопределеный срок вылов омуля на Байкале запрещен, пока не восстановятся его запасы. По мнению ученых, запрет на вылов уникальных биоресурсвов сегодя является единственной возможной мерой для его сохранения.
Соблюдаем сетепорядок!
Запрет на промышленный и любительский вылов ценной породы в Байкале вводится с 1 октября этого года.
Запрет действует в Чивыркуйском заливе озера Байкал и реках, впадающих в него, бассейне реки Баргузин, в заливах Сор (Посольский сор) и Сор-Черкалово (Истокский сор) озера Байкал, в реке Селенга. Рыбу нельзя будет добывать даже в виде прилова.
– Министерство сельского хозяйства России внесло изменения в правила рыболовства для Байкальского рыбохозяйственного бассейна. Полностью запрещена промышленная добыча омуля, а у любителей остался только один вариант лова – в зимний период со льда Байкала на бормашовую удочку, – разъяснил заместитель начальника отдела государственного контроля, охраны водных биоресурсов и среды их обитания Ангаро-Байкальского Управления Росрыболовства Ринат Енин.
Но и в зимнее время рыбак имеет право на лов всего лишь пяти килограмм рыбы в сутки на человека. Также распоряжением федерального Минсельхоза вводится запрет на нахождение с сетями, колющими орудиями лова в водоохраной зоне рек, впадающих в Байкал и в рыбохранной зоне озера.
Запрет на вылов омуля в реках и Байкале не распространяется на КМНС, проживающих по соседству с акваторией.
– В районах восточного побережья Байкала – Северобайкальском, Баргузинском, коренные малочисленный народы имеют право на промысел, – рассказал Ринат Енин, – но и для них есть ограничения как по орудиям лова, так и по срокам. В нерестовый период и они не могут вылавливать омуль, ввиду полного запрета.
При добыче омуля в промысловых районах Байкала КМНС могут использовать только сети (ставные, закидные и плавные невода, ловушки) с определенным размером ячеи. При этом длина сетепорядка должна будет составлять не более 500 метров, высота сетей — не более 5 метров. Одному звену или бригаде разрешается выставлять только один сетепорядок.
Поскольку на территории Иркутской области коренные малочисленные народы промысел на Байкале не ведут, то эти правила на них не распространяются.
“Меркурий” вступает в дейсвтие
Когда промысловые бригады, ведущие промышленный лов, смогут вернуться на Байкал? Сроки окончания запрета на добычу омуля не определены, но и так понятно, что это произойдет не скоро. До тех пор, пока не восстановится популяция омуля, позволяющая промышленное рыболовство, рассчитывать даже на любительский лов не приходится.
Начальник ФГБУ Байкальский филиал «Главрыбвод» Леонид Михайлик поясняет, что омуль в Байкале от икринки до взрослой особи растет 7-9 лет.
– Сегодня по данным ученых, общая биомасса омуля в Байкале составляет 10-13 тысяч тонн, для снятия запрета она должна достичь 50 тысяч. Если со следующего года начнем увеличивать объем, то результат увидим только через семь лет, не раньше, – пояснил специалист.
Леонид Михайлик наблюдал за ходом омуля в водоемах республкик Бурятия и отмечает – в соседнем регионе приняты беспрецедентные меры по охране вида . Там при правительстве республики создан специальный штаб, к работе подключены МВД, Росгвардия, другие силовые структуры.
Первые результаты уже есть, барконьеров становится меньше.
– Заход рыбы в места привычного нереста показывает положительную динамику, а это значит – будет больше икры для воспроизводства. Если в прошлом году Большереченским заводом для получения икры в целях воспроизводства было отловлено всего лишь 200 производителей, то сегодня их 3,5 тысяч. Если в прошлом году по Селенге не было заготовлено ни одного производителя, а в этом сезоне уже порядка 2,5 тысяч. Это говорит о том, что браконьервская нагрузка снята…Нам необъдимо увеличивать объемы искуственного производства популяции омуля, объемы по подращиванию молоди для выпуска в Байкал и притоки рек. Если в этом году мы выпустили в Байкал 55 млн личинок омуля, на тот год план – 300 млн личинок. Я думаю, все получится.
Бороться с браконьерами, а значит сохранить популяцию омуля, призвана и электронная система ветеринарной сертификации “Меркурий”, которая вводится в России с 1 января 2018 года.
И.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Александр Сербиян, рассказал, эта электронаня система позволит прослеживать судьбу рыбы от места ее вылова до прилавка.
– Из 68 хозяйствующих на территории Иркутской области субектов, только 12 получили доступ в эту электронную систему, – указал эксперт и добавил, что после вступления в силу действия “Меркурия” бумажная документация на рыбопродукцию станет недействительной.
Технический регламент и штрафы
Система учета и запретов не означает, что с 1 октября омуля на иркутских рынках не станет совсем.
– Какое-то время рыба еще будет в продаже, поскольку заморозка и копчение увеличивает срок ее хранения, – успокоила начальник отдела правовой работы Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Тамара Вахрамеева.
Но при этом специалист пояснила, что в обороте не может находиться рыба, добытая не промышленным способом: любительским, браконьерским ловом. Такая рыба не имеет документов и легализовать ее невозможно.
Эксперт напомнила, что что с 1 сентяря этого года вступил в силу технический регламен на безопасность рыбы и рыбопродукции, который ужесточает требования к ее обороту.
Речь идет о свежей, охлажденной и замороженной рыбе, которая подлежит декларированию и должна сопровождаться ветеринарно-сопроводительными докментами, пройти санитарную экспертизу.
– Если вы видите, что кто-то торгует омулем без документов, можете зафиксировать это на фото или видео, оставить обращение на сайте Управления, загрузить фото, оставить свои координаты. При подтверждении факта незаконной торговли рыба изымается, а продавец привлекается к административной ответственности.
Не будем забывать, что в Иркутской области продается омуль из Якутии, Красноярского края – регионов, где нет запрета на ее вылов. Выходит, что у местных браконьеров есть лазейка и они под чужой маркой могут продавать рыбу, нечестно добытую на Байкале?
– Мы постоянно находимся в контакте с Росбылобловством, получаем от них как оперативные данные, так и данные учета относительно объемов выловленной рыбы. Мы организуем посты на дорогах по тем направлениям, где моджет перемещаться незаконно добытая рыба. Что касается местных переработнчиков, они взяты у нас на особый контроль с учетом того, что длеко не все зарегистиррованы в системе “Меркурий”, – пояснила Тамара Вахрамеева.
Леонид Михайлик добавил также, что в торговую сеть не может поступить омуль, искусственно выращенный. Просто потому, что ни территории нашего региона и Бурятии этим никто не заниматеся – нет технологии. Да и нужды не было. Однако в этом году Минсельхоз Иркутской области пошел на такой шаг: от добытых в Братском водохранилище проиводителей была подрощена молодь и выпущена обратно в водохранилище. Этот опыт нужно развивать, уверен Леонид Михайлик . Он также предостерег потребителей, что под видом омуля в регионе могут начать продавать пелядь и сибирскую ряпушку , внешне на него похожих.
Говоря об усилении борьбы с браконерами Ринат Енин рассказал, что в этом году, помимо Баргузинского, Северобайкалсього, Байкало-Селенгинского отделов рыбохраны создан Ольхонский отдел, в котором работают пять инспекторов.
Также в этом году принято решение о создании оперативной группы “Сарма”, которая экипирована техниковый высокой проходимости и скоростным катером для оперативной работы. К борьбе с браконьерами в регионе подключены ГИМС, МЧС, силовики.
Что касается штрафов за незаконную добычу омуля для физических лиц он составляет от 2 до 5 тыс. рублей. К тому же за каждый незаконно добытый хвост взыскивается ущерб – по 250 руб. За самку с искрой в нерестовый период придется заплатить уже 500 рублей. По словам Рината Енина, ожидается, что суммы штрафов будут значительно увеличены, поскольку они не менялись с 2000 года.
Возможно при всех мерах, нужно и тотально запретить торговлю китайскими сетями, которые из-под прилавка на иркутских рынках продают дети “Поднебесной”?
Никакие меры не будут лишними при защите байкальского омуля…