Новые связи Богучанской ГЭС
В 2017 году путь от Иркутска до Богучанской ГЭС внезапно сократился с минимум пятнадцати до двух с половиной часов: если раньше быстрее всего можно было добраться на внедорожнике, то теперь можно долететь на самолете. Под крылом большую часть пути, правда, будет не зеленое море тайги, а Братское водохранилище, но все равно это намного удобнее, чем по разбитой трассе от Братска.
Возвращение к истоку
Когда-то Богучанскую ГЭС начинали строить те, кто перебрался в Красноярский край прямиком из Усть-Илимска – и первый директор Игорь Михайлов, и большинство строителей станции начинали в тресте «БратскГЭСстрой». За три десятилетия, прошедшие с той поры, многие разъехались на другие стройки, кто-то ушел на заслуженный отдых. Богучанская ГЭС неожиданно может «вернуться» в Иркутскую область: в конце августа инвесторы достройки Богучанской ГЭС – ПАО «РусГидро» и ОК РУСАЛ – предварительно одобрили совместное участие в строительстве Тайшетского алюминиевого завода. Для Богучанской ГЭС это может быть хорошей перспективой, потому что самая новая линия электропередачи 500 киловольт связывает подстанцию «Озерная» в Тайшете и Богучанскую ГЭС напрямую. Инвесторы уже объявили, что не будут строить новую электростанцию для обеспечения Тайшетского завода, поскольку мощности Богучанской ГЭС потенциально хватит на оба завода – и Богучанский (первый комплекс которого уже работает в пуско-наладочном режиме), и Тайшетский. В то же время это и большая ответственность: станция должна работать просто идеально, потому что цикл производства на металлургических заводах непрерывный и отключения недопустимы.
Пока все удается: в конце августа станция произвела и поставила потребителям 50-миллиардный киловатт-час электроэнергии, а в сентябре стало известно, что по итогам второго квартала 2017 года БоГЭС возглавила рейтинг «Генерирующие компании – эффективность на рынке» в третий раз подряд. Два этих события вывели Богучанскую ГЭС в разряд уникальных даже для богатой на рекорды российской энергетики. В нашей стране много ГЭС, становившихся на какое-то время самыми мощными в Европе и даже в мире, но затем уступавших первенство другим. Богучанская ГЭС менее чем за пять лет произвела столько энергии, сколько другие – за многие десятилетия работы, и тем самым вывела энергосистему Красноярского края из дефицита. Избыток энергии успешно передается в соседние регионы. Одна только Иркутская область, страдающая от маловодья на Ангаре, приобрела за девять месяцев текущего года около 2,8 млрд киловатт.
Успешную работу и большую роль Богучанской ГЭС видят и краевые власти. В 2017 году Кежемский район усилил свои производственно-экономические возможности и серьезно увеличил валовый продукт, который превысил 16 млрд рублей. Усилился и налоговый потенциал района – отдача с этой территории превышает расходы краевого бюджета, которые здесь сделаны. Правительство Красноярского края даже прогнозирует прирост населения района не менее чем на 5 тыс. человек уже в ближайшие годы.
Трудно быть лидером
Такой рост возможен только за счет миграции. Город гидростроителей и энергетиков Кодинск – во многом город тех, кто стал сибиряками в первом поколении. Ведущий инженер группы гидрологических наблюдений Юрий Иванов – один из тех, кто приехал когда-то поработать, да так и остался. Любой промышленный объект, а тем более ГЭС, строится с учетом гидрологической обстановки. Гидрологи сверлят вокруг железнодорожных путей и цехов, бытовых корпусов и трансформаторных подстанций скважины и время от времени проверяют, глубоко ли стоит вода. На Богучанской ГЭС перед гидрологами стоят ответственные и интересные задачи: водохранилище, можно сказать, только что сформировалось и нужно следить, как меняется химический состав воды; не просачивается ли через плотину больше, чем допускают нормативы; не нашла ли вода обходной путь под правым берегом – левый образован скалой.
– Пока ничего интересного, – констатирует Юрий Иванов, наполняя водой очередную емкость для проб. – Некоторое время после заполнения водохранилища повышалось содержание калия и натрия, но ничего существенного, на грани фона.
– Не того ждали, когда решили остаться?
– Я много где работал, – пожимает плечами гидролог, – на строительстве Байконура, например, проверял участок под тот самый ангар, где хранился многоразовый корабль «Буран». На строительстве КамАЗа, на ГЭС в бассейне Амура. А здесь решил остаться до конца, чтобы посмотреть, как ГЭС будет введена в строй. И не жалею.
Действительно, жалеть энергетикам не о чем. Девять месяцев подряд, с октября 2016-го по июнь 2017 года, Богучанская ГЭС возглавляет рейтинг эффективности генерирующих компаний. Те, кто работает в энергетике, понимают, что за этими словами стоят не только удачные решения проектировщиков, но в первую очередь мастерство руководства и всех сотрудников.
Эксперты «Совета рынка» оценивают генерирующие компании по сугубо профессиональным критериям, имеющим значение для тех, кто продает и покупает энергию оптом: готовность к работе оборудования, оптимальную его загрузку, удельную себестоимость (рублей на мегаватт) и прибыли на единицу выработки. С каждым годом конкуренция в отрасли растет: в рейтинге по итогам 2016 года оценивалось 72 компании, в рейтинге по итогам полугодия 2017-го – уже 79. И пусть первая пятерка остается сравнительно стабильной, конкурировать Богучанской ГЭС приходится с такими лидерами, как Иркутскэнерго и «ЕвроСибЭнерго» – каждый пункт промежуточного рейтинга имеет огромное значение.
Успешность работы Богучанской ГЭС и уверенность инвесторов в правильном выборе стратегии компании отразились и в главном кадровом решении, принятом в середине сентября. Совет директоров на очередном заседании продлил срок полномочий генерального директора ПАО «Богучанская ГЭС» Всеволода Демченко на три года. Начинал он на станции в качестве начальника оперативно-диспетчерской службы, впоследствии был переведен на должность заместителя главного инженера по эксплуатации. К моменту пуска первых агрегатов в октябре 2012 года был уже главным инженером, пускал все девять гидроагрегатов. В сентябре 2013 года совет директоров впервые избрал Всеволода Демченко на пост генерального директора, и вот контракт продлен на очередной срок.
Богучанская ГЭС – и дома, и в школе
Жители Кодинска имеют возможность выбирать, куда им отправиться: из местного аэропорта еженедельно вылетают рейсы и в Красноярск, и в Иркутск. Но желающих уехать окончательно не так много, как могло быть с учетом отдаленности и климата. Моторист-рулевой буксира «Сильный» Иван Матвеев – один из тех, кто предпочел Кодинск и Богучанскую ГЭС другим возможностям. В навигацию эксплуатационный флот станции работает каждый день, и выводить свое судно в акваторию водохранилища капитанам и экипажам приходится в любую погоду.
– Сейчас видите – у причала нет никого? – кивает рулевой на одетый в бетон участок берега и здание над ним – там располагается воднотранспортный участок. – Ушли вверх по водохранилищу берега проверять. Ночевать будут прямо на катерах, мест в кубриках хватает, катера специально для водолазов строились, с комфортом.
Лето 2017 года для всех энергетиков и речников на Ангаре выдалось непростым: продолжается маловодье, водохранилища сработали достаточно серьезно. За Богучанским водохранилищем следят и энергетики, и ученые из Лимнологического института.
Общей мечтой для всех, включая и работников ГЭС, остается мост, который скоро свяжет два берега Ангары. Пока жители деревень с правого берега могут добраться до больницы или к родственникам, используя производственный проезд через ГЭС или паром. Мостовой переход располагается на бетонной плотине ГЭС, над машинным залом. По мосту пройдет двухполосная автомобильная дорога, которая рассчитана на прохождение от 200 до 2000 машин в сутки.
Для строительства мостового перехода потребовалось 350 железобетонных балок. После укладки балок их превращали в единые блоки, и на это потребовалось более 1000 кубометров бетона. Поверх бетона уложили более 1100 кубометров асфальта – в два слоя на заранее подготовленное водонепроницаемое покрытие. Со стороны машинного зала строители оставили небольшой тротуар для пешеходов и оградили его металлическими конструкциями и сеткой. Строители приступили к укладке асфальта в начале сентября, выбирая для работы только такие дни, когда асфальт укладывался на сухое покрытие, и обещают завершить все работы к середине октября.
В течение лета появилось несколько асфальтированных участков и на бетонной дороге между городом и станцией. Когда-нибудь такое же покрытие будет на двух главных магистралях: в сторону поселка Богучаны и в сторону Братска. Для Иркутской области эта дорога, построенная когда-то под непосредственным руководством директора «БратскГЭСстроя» Юрий Ножикова, тоже имеет большое значение: тысячи зарабатывающих хорошие деньги кодинцев могли бы тратить их в «северной столице» области, которая все же намного ближе, чем столица Красноярского края, аэропорт – получить дополнительных пассажиров и так далее. Всего-то нужно – привести в порядок дорогу.