Цель – прирастить доходы населения
В начале октября в Совете Федерации прошли парламентские слушания представленного российским правительством проекта бюджета на 2018 и два последующих года. С его основными параметрами познакомил журналистов зампредседателя комитета по бюджету и финансовым рынкам СФ, сенатор от Законодательного Собрания Иркутской области Виталий Шуба.
Как он сообщил, правительство ставит две главные задачи, которые взаимно переплетены: наряду с экономическим развитием обеспечить и рост реальных доходов населения. Необходимо наверстать падение доходов, составившее за предыдущие годы 5,9%. Запланированные меры должны не только покрыть инфляцию, но и дать прирост как минимум в 2%.
Доходная часть возрастет примерно на 700 млрд рублей и будет около 15,2 трлн рублей. Бюджет строится на жесткой прагматической основе, без излишнего оптимизма. Несмотря на то что средняя цена на нефть в текущем году составила более 45 долларов за баррель, в проект бюджета закладывается всего лишь 43,8 доллара. Если цена возрастет, то дополнительные доходы будут зачисляться в Фонд национального благосостояния.
Поскольку программа перевооружения армии выполнена, сокращаются расходы на оборону. Крен сделан в сторону социального блока.
– Будет меняться и структура бюджета. Если еще недавно 60% его формировалось за счет доходов от нефтегазового сектора, а доля промышленного производства составляла 40%, то постепенно эта пирамида начинает разворачиваться в обратную сторону. К 2020 году доля поступлений от промышленного производства должна составить 62%, а нефтегазового – сократиться до 32%.
Большую тревогу у правительства вызывает рост государственного долга субъектов РФ. Он достиг уже 1,5 трлн рублей. В некоторых регионах он превышает сумму годового дохода. Недостаточной оказалась мера по замещению дорогих коммерческих кредитов дешевыми бюджетными со ставкой всего лишь в 0,1%. Поэтому принято решение провести реструктуризацию кредитов, предоставленных федеральным центром.
– Рассрочка предоставляется на семь лет, а регионам, активно наращивающим доходную базу, она может быть продлена и на 12 лет. Хотя Иркутская область не имеет большой задолженности, тем не менее, я думаю, мы воспользуемся предоставляемой возможностью и реструктуризируем свой госдолг.
Правительство, по словам Виталия Шубы, делает упор на сохранение стабильности налоговой системы. Никаких радикальных изменений не будет, не планируется введение новых налогов, не упразднение действующих. Будут совершенствоваться лишь администрирование собираемости налогов и взаимоотношения с регионами.
Сейчас действует правило: если у субъектов Федерации растут собственные доходы, то снижаются дотации из федерального бюджета. Это, по мнению членов Совета Федерации, не стимулирует регионы. По их инициативе рассматривается вариант, когда регионам, у которых активно растет налоговый потенциал, будет выделяться часть федеральной доли налога на прибыль. Уже в следующем году сумма этой дополнительной дотации может достигнуть 20 млрд.
Рост экономической активности напрямую зависит от стоимости заемных средств. Уже разработана и заложена в бюджет так называемая схема «6,5%». Именно по такой ставке ЦБ будет кредитовать корпорации, занимающиеся развитием малого и среднего бизнеса, а те, в свою очередь, выдавать кредиты предпринимателям по ставке, не превышающей 10%.
Обнаружилась существенная прореха в бюджете, связанная с производством и оборотом алкогольной спиртосодержащей продукции. Если в 2015 году акцизный сбор составил 128 млрд рублей, то год спустя он упал до 56 млрд рублей. Понятно, что разницу оттянула на себя нелегальная продукция. Виталий Шуба выступил автором законопроекта, который ужесточал нормы уголовного преследования за изготовление и незаконный оборот подпольной продукции.
– Я даже предлагал приравнять изготовление поддельных акцизных марок к печатанию денежных знаков. Посчитали, что это слишком крутая мера, но, тем не менее, срок наказания увеличили.
Сенатор выступает против и нынешней схемы распределения акцизов. Половина из них поступает в федеральный бюджет, а львиная доля из второй половины достается регионам-производителям крепких напитков.
– Это единственный налог, который распределяется столь однобоко, я бы сказал, неконституционно. Но исключений быть не должно. Я подготовил законопроект, предлагающий делить акцизный сбор между субъектами Федерации в зависимости от реализации. Правительство сопротивляется, но, я думаю, через год-два это станет правилом, которое обеспечит серьезное пополнение нашего областного бюджета.
Как с удовлетворением отметил Виталий Шуба, в текущем году совместно с правительством области и Законодательным Собранием удалось увеличить объем трансфертов, получаемых областью из федерального бюджета. Их размер превысил 7 млрд рублей.
– Мы имеем стопроцентную поддержку российского минфина по завершению строительства последнего объекта Восточно-Сибирского онкологического центра – радиологического корпуса. Объект дорогой, его строительство вместе с оборудованием оценивается в 5,2 млрд рублей. Но ситуация в области с онкологическими заболеваниями серьезная, да она, по сути, и во всей стране серьезная, так что скупиться не приходится. Строительство будет вестись на концессионных началах, ряд структур уже выразили желание приять в нем участие и готовы подписать соглашения. Полагаю, что максимум через три года мы введем радиологический корпус в эксплуатацию.
Успехом можно считать и вхождение области в федеральную программу «Новая школа». На паритетных началах уже возведена общеобразовательная школа в Иркутске, получившая название «Эволюция».
– Желающих обучаться в ней оказалось столь много, что пришлось вместо пяти первых классов набрать семь. Подобная школа строится в поселке Молодежном и такая же будет заложена в Академгородке. На ее строительство выделяется из федерального бюджета почти полмиллиарда рублей.
Продолжится строительство и очистных сооружений в Иркутске, вошедших в программу «Развитие Дальнего Востока и Байкальской территории». На эти цели в федеральном бюджете на 2018 год заложено более 1 млрд рублей.