18.10.2017 09:33
Рубрики
Культура
Фото
Алины КАЧАН
Теги
#театр
Фото:
Алины КАЧАН
18.10.2017 09:33

Ольга Сенаторова: Российский театр сегодня не в форме

Ведущий российский театральный критик, топ-менеджер в театральной сфере высшей квалификации Ольга Сенаторова в последние годы является постоянным участником Международного фестиваля современной драматургии им. А.В. Вампилова. Напомним, он прошел в Иркутске в конце сентября. Об итогах фестиваля и о том, каким путем идет современный театр, она рассказала газете «Областная».

– Ольга Валентиновна, что побуждает вас в последние годы бывать на каждом Вампиловском фестивале?

– Сама модель фестиваля, на мой взгляд, очень притягательна. Здесь говорят о серьезном театре, настоящей литературе и вечных ценностях. Но чем дальше, тем труднее развивать эти принципы, когда на нашем театральном поле, как говорится, «смешались в кучу кони, люди». Сегодня есть другие притязания на театральный престол, где Александр Вампилов и Валентин Распутин оказываются далеко не на первом плане. Многие считают – пусть уходит эта старая драматургия, которая уже всем известна и никому не нужна, и репертуарный театр вместе с ней, поскольку он устарел. Мол, нужны новые формы.

– А действительно, так ли плохи эти новые театральные формы?

– Какие изменения происходят в подрастающем поколении? Растут «Иваны, не помнящие родства», не знающие своею историю. Их детство пришлось на 1990-е – начало 2000-х, когда не в чести были старые добрые человеческие ценности. И многие мои коллеги идут самым простым путем – сделать развлекательный театр. Сегодня большая группа режиссеров создает, как им кажется, новый поколенческий театр, в котором иногда становится страшно. Я бы, например, не отправила в него ни своего сына, ни внука. Я бы не хотела, чтобы они росли, воспринимая такой поток негативной информации о стране, о человеке, о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной.

– А как вам контекст Вампиловского фестиваля?

– Я не могу сказать, что все спектакли фестиваля приходят в душу простым путем. Мне кажется, что сегодня российский театр, пытаясь сохранить в этом хаосе базовые составляющие человеческой души, не совсем в форме. Я понимаю, с какими ударными и агрессивными спектаклями приходится конкурировать, но у меня есть чувство, что существует некоторая творческая инерция. Театры, которые придерживаются традиционных взглядов, пытаются что-то сделать в меру своих сил, но часто это не тот градус, который мог бы взволновать и завоевать зрителя.

– Неужели не было спектаклей, которые вас взволновали?

– Я видела не все постановки, ведь на фестивале очень плотная программа, и многие спектакли идут параллельно. Но из того, что посмотрела, наибольший интерес у меня вызвали несколько. Один из них – «Прошлым летом в Чулимске» в исполнении театра им. В.Ф. Комиссаржевской из Санкт-Петербурга. Я слышала, что после первого акта многие зрители и мои коллеги недоумевали: «Какой странный Шаманов, какие странные у него отношения с Валентиной!» А мне кажется, что в этом спектакле были очень прорывные ноты, которые отсылают нас ко всему творчеству Вампилова. Очень интересно, когда такие постановки, где отражен сложный мир писателя, приходят на сцену. Ведь там не два человека разговаривают на сцене, а люди живут одновременно, у каждого есть его задача, и его жизнь продолжается в каждый момент. Поэтому для меня это спектакль номер один. В нем все персонажи не эпизодические, у каждого очень натянута внутренняя струна, все находится на пике своего мироощущения, у каждого есть какой-то очень важный посыл на других участников спектакля.

– Почему же в этом спектакле, на ваш взгляд, такой странный и нервный Шаманов?

– Я думаю, потому что в этом образе проглядывает и Зилов из «Утиной охоты», и сам Вампилов. Он такой собирательный, и в то же время очень ослабленный герой. У него не просто не ладится его профессиональная деятельность, у него глубокий конфликт с миром. Могу сказать, что этот герой спектакля, как и Валентина, обогатил мое понимание пьесы Вампилова и фестиваля в целом. Ведь как обычно трактуют главную линию этой пьесы многие театры? Вот был слабый герой, потом он встретил девочку Валентину, она дала ему смысл жизни, и он принял решение идти на тот опасный процесс. Здесь это тоже есть, но образ Валентины совсем другой. Для нее не просто важно наладить калитку, ей важно наладить вертикальную, духовную жизнь этого мира, потому что она человек гармонии и принципов. Ей мало того благородства, которое демонстрирует Шаманов после того, как над ней надругался Павел, ведь она не видит в нем силы. Для Валентины этого спектакля благородный жест Шаманова – нормальное человеческое проявление, но она в нем видела и предощущала другое. В ее мечтах – это был человек, который лучше всех. И он не оправдал этого ожидания, поэтому в спектакле такой трагический финал, и мы за сценой слышим выстрел. В этот момент зрители теряют светлую героиню. Но это не мрачный конец, потому что в итоге происходит катарсис.

– Какие спектакли еще вызвали ваш интерес?

– Это постановка «Собаки» Театра драмы и комедии из Петропавловска-Камчатского. Его поставила актриса этого коллектива Елена Зорина. Кстати, в спектакле наряду с профессиональными артистами заняты ребята из театральной студии «Бродячая собака», которую она организовала. Кроме того, это совместная работа с иркутским ТЮЗом им. А. Вампилова, ведь спектакль очень густонаселенный. Возможно, эта постановка и не может встать вровень со столичными, которые репетировались два-три месяца, но ребята играли на таком нерве, так были запалены изнутри, что это дало свой результат в зрительном зале. Они взяли пьесу Юрия Клавдиева, подготовили свой сценарий и выстроили его как музыкальный спектакль. Главный персонаж этой постановки – ирландский сеттер по имени Свен, герой в белом плаще, был оставлен своим хозяином во дворе, где правит банда уличных собак во главе с жестоким вожаком Гором, в коже и металле. Они спрашивают его: «Ты чей?» И это главный вопрос спектакля и нашей жизни. Из какой ты партии, с кем ты дружишь, каких взглядов придерживаешься? И Свен должен был сделать этот выбор.

– И что же он выбрал?

– Он не выбрал сторону жестокого Гора, который убивает своих врагов. И не встал на сторону его противников. Он выбрал роль одинокого героя, который по ходу спектакля уничтожает всю эту банду и дает возможность жить по другим законам тем, кто был унижен и оскорблен. Хотя Свен находится на краю гибели – Гор дает приказ убить его, как бы говоря, что нам не нужен такой герой. Кстати, всей нашей культуре давно не нужен такой герой, в котором есть свет и сила. Но в этом спектакле он побеждает благодаря своему интеллекту. А самое главное, что происходит в этом спектакле, это тот посыл, который приходит в зал через протестные тексты Виктора Цоя, рок-групп ДДТ и «Чайф». Словом, спектакль не про собак, не про важность выбора, а про то, зачем мы живем и куда идем.

Еще один спектакль, который был заряжен на человечность – это постановка московского театра «Сфера» «Старший сын».

– Мне тоже показалось, что режиссеру и актерам удалось выразить такую правду чувств, что спектакль не мог не вызвать отклик в зрительном зале.

– При этом спектакль никуда не отступает от Вампилова, он решен очень традиционно, но там есть то самое симультанное действо. Нет никаких изысков, экспериментов и спецэффектов, но при этом спектакль работает, и зрителю очень интересно за этим наблюдать, потому там есть живой Вампилов. Это очень хорошая работа.

Сегодня можно создавать спектакли в лучших традициях репертуарного театра, но наполненного настоящими чувствами и эмоциями. И это не сможет оставить равнодушным зрителя, который уже подустал от попыток его удивить формой без содержания.