Толерантная школа
Кабинеты психолога, логопеда и дефектолога, просторный учебный класс, столовая и специально оборудованный санузел. Отдельный блок для особенных детей открылся в школе села Урик при поддержке администрации Иркутского района. Пока это единственное учреждение для обучения детей-инвалидов на базе общеобразовательной школы во всем Приангарье.
Новенький блок для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья уже стал достопримечательностью Уриковской школы. И посмотреть здесь есть на что. Во дворе для удобства детей обустроен пандус, забетонирована дорожка и расчищена территория. Внутри – пластиковые окна, новые двери, светлые просторные кабинеты. Директор школы Елена Голяковская, проводя экскурсию, показывает установленные вдоль коридора поручни, учебный класс, оснащенный специальными приспособлениями санузел и умывальники, отдельную столовую, посещать которую теперь смогут не только дети-инвалиды, но и все ученики младшей школы. Раньше им приходилось ходить на обед в основной корпус школы, расположенный через дорогу.
– Все, что нужно для создания безбарьерной среды, сделано, – объясняет директор. – Но оборудование будет еще поступать: удерживающие устройства, ходунки для детей с ДЦП. Три года назад, начав эксперимент по обучению детей с ментальными нарушениями на базе нашей школы, мы об этом даже не мечтали. Занимались в одной небольшой комнатке все вместе. А теперь посмотрите – разве не чудо?
Условия, конечно, отличные, что подтверждает настроение самих ребятишек. В кабинете психолога возле оборудования по пескотерапии настоящее столпотворение. И дети-инвалиды, и здоровые ребятишки увлеченно рисуют из песка на подсвеченной доске различные фигурки. Смеются, спорят, что-то рассказывают друг другу… Звонок прекращает веселье, и ребятишки разбегаются по классам. Одни спешат в обычный, а дети с ОВЗ – в специальный. У них урок развития речи.
Логопед Наталья Сизых предлагает им инсценировать сказку «Репка». Дети по очереди называют персонажей и имена однокашников, изображающих их.
– Молодцы! – хвалит учеников преподаватель. – Прежде чем раскрашивать героев сказки, сделаем пальчиковую гимнастику.
Руководитель методобъединения для учителей, работающих с детьми ОВЗ, Светлана Константинова рассказывает, что пока в классе 2И занимаются восемь детей. Еще двое – Миша и Мариат – вольные слушатели. Им по 22 года. Из-за возраста они выведены из контингента учащихся, но на занятия ходят вместе с остальными. Всего класс рассчитан на 12 учеников. Больше не положено по САНПиНу. Обучаются разновозрастные ребятишки. Младшему восемь лет, старшему 16. У всех тяжелые множественные нарушения развития, поэтому и уроки здесь совершенно другие: изобразительная деятельность, речь и альтернативная коммуникация, музыка и движение, адаптивная физкультура, математические представления, сенсорное развитие. На каждого особого ученика составлена индивидуальная программа.
Преподаватели единодушно отмечают: успехи в обучении налицо.
– Когда мы открылись в 2015 году, дети нас вообще никак не воспринимали, – вспоминает Светлана Константинова. – Мы для них были непонятно кем. Кто-то ложился на пол, кто-то начинал кричать, не реагируя на просьбы. Теперь ребята сидят за партами, работают в коллективе, слушают объяснения. Миша, например, научился писать печатные буквы, начал читать. Максим не откликался ни на что, теперь охотно отвечает на поставленные вопросы. Оля не разговаривала вообще, а сейчас болтает без умолку. Дети раскрылись, они почувствовали свою нужность.
С мнением педагогов полностью согласны родители.
– Мы все очень довольны, – подтверждает Марина Бережнева. – Раньше мы были просто клубом (общественная организация для детей-инвалидов «Надежда» – Авт.) и своими силами вели занятия. Теперь с нашими ребятишками занимаются профессионалы. Моему сыну Максиму очень нравится ходить в школу. Для нас каникулы – просто горе. Обычные дети радуются, что можно отдыхать, а мой сын плачет. Он каждое утро просыпается с одной мыслью: ура, в школу! Надевает рубашку, пиджак, сам собирает портфель. У него появилось много друзей, он вообще изменился в лучшую сторону. Раньше я беспокоилась: он говорил, но вопросы никогда не задавал, а в последнее время стал спрашивать. Расширение словарного запаса просто удивительное. Теперь он говорит слова, которые мы с ним не разучивали, он их узнал, услышал и изучил именно в школе. И поведение изменилось. Сынишка научился сидеть за партой, выполнять просьбы.
Вопрос: как реагируют на детей-инвалидов здоровые ребятишки и их родители, вызывает у директора недоумение:
– Нормально, разве может быть иначе? Три года назад, перед тем, как эти дети к нам пришли, мы год на каждом родительском собрании объясняли, какие ребята у нас будут учиться. Доказывали: обычные дети только выиграют, общаясь с особыми ребятишками. Здоровым такое взаимодействие нужно даже больше, чем инвалидам. Благодаря этому они вырастут настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, будут готовы воспринимать любого человека совершенно нормально, как это происходит во всем цивилизованном мире, а не шарахаться в сторону. Все с этим согласились. Ни один ребенок и ни один родитель не пришел и не пожаловался на то, что в нашей школе есть такие ребята.
– Знаете, – перебивает Светлана Константинова, – за нахождение на перемене в этом блоке у нас чуть ли не конкурс. Прийти, пообщаться, поиграть здесь для остальных школьников как подарок. Они же шествуют над каждым особым ребенком! Вместе участвуют во всех праздниках, конкурсах, выставках… Настолько к ним привыкли, что для всех теперь абсолютно нормально поздороваться, поиграть вместе. Это и есть настоящая толерантность на практике, о которой сегодня так много рассуждают в теории.
Стоит отметить: останавливаться на достигнутом уриковские новаторы не собираются.
Говоря об особенностях учебного процесса, Елена Голяковская отметила, что в этом учебном году педагоги решили исключить присутствие на занятиях родителей. Подобную схему они «подсмотрели» во время обучения в Пскове, где создан подобный центр. И учеба действительно, пошла гораздо эффективнее. Дети перестали капризничать, манипулировать мамами, стали более собранными, у них появилась даже некая конкуренция между собой. В ближайшее время, как пояснила директор, кроме необходимого оборудования у них появится и специализированный автобус, который обещала приобрести администрация Иркутского района. А он для этих ребятишек просто необходим. Ведь среди учеников 2И класса дети не только из поселка Урик, но и из Хомутово, Грановщины, Оека. Пока родители вынуждены привозить в школу своих чад самостоятельно. Не меньше востребованность и в открытии подобных классов. Только в одном Уриковском МО более 60 детей-инвалидов, и одна школа, разумеется, не в состоянии принять всех желающих.
По мнению Елены Голяковской, если школа не переполнена, то подобные классы вполне можно открывать в каждой.
– Бояться нечего, – настоятельно советует она. – Мы на своем примере убедились, что таких ребятишек можно и нужно учить. Единственное условие – любить их нужно чуточку больше, чем обычных.