Прожиточный уровень пенсионеров
Комитету по здравоохранению и социальной политике Законодательного Собрания под председательством вице-спикера ЗС Андрея Лабыгина был представлен на очередном заседании проект закона «О величине прожиточного уровня пенсионера в Иркутской области на 2018 год».
Еще семь лет назад федеральный законодатель предложил регионам самим устанавливать на своих территориях размер прожиточного уровня пенсионера на очередной финансовый год. Он рассчитывается на основании потребительской корзины и уровня цен на продукты питания и промышленные товары в каждом регионе. Показатель очень важный для пенсионеров: от его величины зависит размер доплаты к социальным пенсиям.
В свою очередь российское правительство устанавливает единую величину прожиточного уровня для всей страны, на основании которого доплаты к социальным пенсиям производятся из федерального бюджета. Если региональный показатель окажется выше федерального, то разницу должен покрывать местный бюджет. Как правило, региональные власти ориентируются на федеральную цифру, чтобы не перегружать лишними расходами свои бюджеты.
Как сообщила областной министр труда и занятости Наталья Воронцова, планка, установленная правительством РФ на будущий год, равняется 8726 рублям, а областной прожиточный уровень пенсионера составит 8723 рубля, что на 187 рублей выше уровня нынешнего года. По ее словам, прожиточный минимум растет более высокими темпами, чем инфляция на потребительские цены:
– По данным Пенсионного фонда по Иркутской области число получателей доплаты составит 82,3 тыс. человек, а объем выплачиваемых средств превысит 2,2 млрд рублей.
Уполномоченный по правам человека по Иркутской области Валерий Лукин уже третий год пытается доказать, что было бы логично устанавливать два прожиточных минимума для пенсионеров: один для жителей южных районов области, а другой – для северных территорий.
– Мы же прекрасно понимаем, что цены на продукты и промтовары в северных районах значительно выше, чем в южных. И понимая это, еще в 2013 году установили две потребительских корзины: отдельно для севера и отдельно для юга. Почему же, рассчитывая прожиточный минимум для пенсионеров, мы игнорируем это обстоятельство, выводя какую-то среднюю цифру. Это, на мой взгляд, нарушение прав пенсионеров, и поскольку все мои законодательные инициативы отвергаются, я намерен обратиться в суд.
Министр привычно парировала предложение Лукина двумя аргументами: во-первых, федеральное законодательство не предусматривает установление в регионе двух прожиточных уровней, а во-вторых, это, по подсчетам министерства труда и занятости, обойдется областному бюджету, примерно, в 1,2 млрд рублей.
Поскольку сроки поджимают – величина прожиточного уровня пенсионера должна быть принята до 1 ноября – члены комитета при одном воздержавшемся рекомендовали сессии принять законопроект сразу в двух чтениях.
А вот другая инициатива Валерия Лукина по изменению порядка учета величины прожиточного минимума при предоставлении социальных выплат была поддержана как губернатором, так и комитетом.
Социальные выплаты, по мнению омбудсмена, должны производиться исходя из принципа адресности и критериев нуждаемости, как это и предусматривается российским законодательством. На сегодняшний день в областных законах, предоставляющих социальные выплаты, наблюдается разнобой. Одни ориентируются на прожиточный минимум с территориальной дифференциацией, другие – на прожиточный минимум в расчете на душу населения в среднем по области.
– Давно назрела необходимость внести в законы единообразие, – сказал Валерий Лукин. – Мы достигнем принципа адресности, если станем учитывать величину прожиточного минимума, установленную не в среднем на душу населения по области, а с учетом территориальной дифференциации для районов Крайнего Севера, местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, и иных местностей.
Члены комитета рекомендовали Законодательному Собранию принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу во втором.