Кино: На пустом месте…
«Матильда» (16+)
Россия, 2017
Режиссер Алексей Учитель
В 1890 году 22-летний наследник престола Николай Романов (Ларс Айдингер) знакомится с 18-летней выпускницей Императорского театрального училища Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшаньская), многообещающей балериной. Взаимная влюбленность двух молодых людей незамедлительно перерастет в подлинную страсть. Она будет звать его Ники, он будет звать ее Малей. Его будут заставлять жениться на принцессе Алисе Гессен-Дармштадтской (Луиза Вольфрам) – он долго будет не поддаваться на уговоры августейших родителей и всего остального двора. Но историческая судьба неумолима – любой зритель прекрасно знает финал этой печальной повести о российских Ромео и Джульетте времен заката Российской империи.
Как известно, еще за год до выхода «Матильды» группа радикально настроенных верующих попыталась устроить обструкцию Алексею Учителю за то, что он посмел покуситься на светлый образ последнего российского самодержца. Поскольку фильма никто так и не видел, было ощущение, что весь этот сыр-бор устроен на пустом месте. Фильм вопреки всем скандалам наконец-то вышел в прокат – и это, несомненно, хорошо. Вот только фильм и на деле оказался тем самым «пустым местом».
Нет, из нескольких сцен данной картины, пожалуй, можно было б сшить сносную короткометражку. Но в полном, почти двухчасовом виде, «Матильда» является колоссом на глиняных ногах. Опрокинуть его нетрудно, увидеть в нем хорошее сложнее, а разглядеть хоть что-то величественное – невозможно. Хотя режиссер Алексей Учитель, очевидно, жаждал снять именно «величественное» кино. Это стремление видно в каждом кадре, и в каждом кадре создатели невольно достигают противоположного результата.
То, что «Матильда» изначально делалась по лекалам зарубежной киноклюквы, стало понятно еще по трейлерам. Но такой забористой голливудчины «а-ля рюсс» никто, пожалуй, не ожидал. Антиисторичность с первой до последней сцены, путаность и алогичность поступков персонажей, бредовые диалоги…
Самое забавное, что группа фанатов Николая II во главе с умильным депутатом Госдумы Натальей Поклонской волновались совершенно напрасно. В фильме Алексея Учителя максимум «негатива» в адрес цесаревича Ники – это его неловкость и неуклюжесть. Будущий император отчего-то все время падает: то в обморок, то запутавшись в одеяниях во время репетиции коронации, а то и просто на ровном месте. Пожалуй, создатели фильма даже польстили последнему Романову, как-никак Ларс Айдингер – мужчина куда как представительный, при росте аж в 190 см он на целых 20 см выше своего персонажа.
Иногда даже кажется, что такой фильм могла бы снять и сама Наталья Поклонская. Кроме царского досвадебного романа о прочих недостатках российского самодержца нет ни слова – можно подумать, что российская революция случилась сама по себе, волей случая. Режиссер даже льстит Николаю Второму, который в фильме после давки на Ходынском поле кается, винится и сокрушается, а не беззаботно танцует на балу, как это было на самом деле – и об этом не умалчивают даже лояльные к Николаю II историки.
Несмотря на то что от участия в рекламной кампании «Матильды» отказались все телеканалы, усилиями оппонентов фильму Учителя сделана беспрецедентная реклама. Ожидалось, что на последних октябрьских выходных лента соберет порядка 260–290 млн рублей, но кассовые сборы оказались существенно ниже: около 230 млн. По иронии судьбы, дорогу слезливой «Матильде» перешла сказка настоящая, «стопроцентная» – зритель деньгами проголосовал за комедию «Последний богатырь».