Рубим много, а сажаем мало
Исполнение подпрограммы «Охрана, защита и воспроизводство лесов Иркутской области», входящей в госпрограмму «Охрана окружающей среды», обсудил на своем заседании комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве под председательством вице-спикера Кузьмы Алдарова.
По информации зам. областного министра лесного комплекса Светланы Литвиновой, на реализацию подпрограммы в текущем году из областного и федерального бюджетов было выделено 1,4 млрд рублей. Доля области составила 558 млн рублей. В основном они были потрачены на авиапатрулирование, содержание пожарно-химических станций (ПХС), приобретение пожарной техники.
Члены комитета напомнили, что в бюджет этого года закладывались средства на пополнение парка ПХС. Депутатов интересовало – созданы ли они, в каком количестве и участвовали ли в тушении пожаров нынешним летом. Светлана Литвинова сообщила, что министерство давало заявку на покупку трех станций, но в апреле было выделено 75 млн рублей, которых хватило на приобретение лишь одной станции третьего типа. В июне она уже приступила к работе в Качугском районе и очень хорошо себя зарекомендовала.
– Как показала статистика, – сказала замминистра, – хотя количество пожаров в районе осталось на прежнем уровне, благодаря большой маневренности установки удалось в три раза сократить площадь сгоревшего леса. На будущий год мы просим выделить из областного бюджета 151 млн рублей на покупку еще двух станций и их содержание. Они будут размещены в Усть-Кутском и Нижнеилимском районах.
Этого будет достаточно, поинтересовались депутаты. Нет, конечно, заявила Светлана Литвинова. Сегодня в области действуют 68 ПХС всех трех типов: и стационарные, и мобильные, осуществляющие межрайонное патрулирование. Как показывают расчеты КСП, недавно проведшей проверку, нужно иметь не менее 100 станций. К тому же техника, которой приходится работать в агрессивной среде, изношена примерно на 70%. Всю зиму обслуживающий персонал занимается восстановительным ремонтом, который обходится в копеечку.
Как заметил депутат Владислав Буханов, если прирастать двумя ПХС в год, потребуется 15 лет, чтобы достигнуть цифры, обозначенной КСП. К тому времени вся остальная техника, которой отмерен срок эксплуатации 10 лет, выйдет из строя.
– Нужна долгосрочная программа обновления технического парка, – считает он. – И, конечно, не по две штуки в год. Вопрос серьезный, и я предлагаю провести по нему рабочее совещание с участием правительства.
С ним огласились и остальные члены комитета. По мнению Кузьмы Алдарова, на совещании необходимо обсудить также ситуацию с санитарно-оздоровительными мероприятиями и лесовосстановлением.
Шелкопряд сегодня вовсю хозяйничает в тайге. Им поражены сотни гектаров леса, да еще какого – кедрового. В этом году на химобработку выделено 16 млн рублей, на следующий год – в два раза больше. Этого, конечно, недостаточно. Но опасен не только шелкопряд, но и его последствия. После его нашествия лес не способен к воспроизводству. Это мертвый лес, идеальное топливо для огня. Что делать с ним?
А на восстановление лесов опять же денег не хватает. В этом году выделено всего лишь 15 млн рублей, и такая же сумма закладывается и на следующий год. С такими деньгами, резюмировал Кузьма Алдаров, мы скоро без леса останемся.
Члены комитета попросили министерство лесного комплекса представить дополнительную информацию по санитарно-оздоровительным мероприятиям и лесовосстановлению.
На заседании комитета была также заслушана информация руководителя областной ветеринарной службы Бориса Балыбердина о принимаемых мерах по профилактике инфекционных болезней животных.
По его словам, на сегодняшний день регион благополучен по особо опасным болезням животных, таким как сибирская язва, бешенство, бруцеллез, туберкулез. Однако последние события с распространением африканской чумы свиней в Омской области и Красноярском крае показали, что ни один регион не застрахован от вспышек особо опасных болезней животных, и в этих условиях службой ветеринарии поддерживается высокий уровень оперативной готовности к реагированию.
Хотя обеспеченность ветеринарными кадрами составляет 92%, но по сравнению с Красноярским краем область более чем вдвое (1170 человек против 2500) проигрывает по численности. Отстает и по финансированию. Если соседи выделяют на содержание ветеринарной службы 1,2 млрд рублей, то Иркутская область – втрое меньше.
Как сообщил Борис Балыбердин, сейчас правительством разрабатывается план развития ветеринарной службы области, который будет представлен в Законодательное Собрание до 10 ноября.