Законы октябрьского призыва
В октябрьской сессии Законодательного Собрания, прошедшей под руководством председателя Законодательного Собрания Сергея Брилки в конференц-зале Байкальского Бизнес-центра, приняли участие 38 областных парламентариев. В течение дня они рассмотрели 45 вопросов, включенных в повестку пленарного заседания.
Меры соцподдержки будет диктовать закон
По предложению группы депутатов внесены изменения в Устав Иркутской области, касающиеся мер социальной поддержки отдельным группам граждан за счет областного бюджета.
В настоящее время такие меры регламентируются 32 законами области, а также 25 постановлениями губернатора и правительства региона, что, естественно, не способствует установлению точного и ясного порядка, а также целесообразности в принятии тех или иных мер поддержки. Депутаты предложили вместо случайности и стихийности при назначении мер поддержки выработать законодательные критерии, которые бы способствовали введению единообразия в эту процедуру.
В ходе подготовки законодательной инициативы были выработаны компромиссные решения, допускающие временное регулирование мер социальной поддержки подзаконными актами губернатора и правительства, но с условием, что все должно быть облачено в законодательную форму до начала очередного финансового года.
– Правовое регулирование этого вопроса затрагивает не только интересы широких слоев населения, но и требует использования значительных ресурсов областного бюджета, – сказал председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Борис Алексеев. – Мы должны общими усилиями стремиться к тому, чтобы законодательство в этой сфере было ясным, понятным и предсказуемым. Этими соображениями мы руководствовались, закрепляя приоритет законодательной формы установления мер социальной поддержки.
Налоговые преференции
В окончательном чтении были единогласно приняты изменения в областной закон «О налоге на имущество организаций». Инициированные депутатами поправки освобождают, начиная с будущего года, от уплаты налога на имущество областные и муниципальные спортивные учреждения, а также те спортивные учреждения, строительство которых велось посредством государственно-частного партнерства. Правда, эта льгота ставит одно непременное условие: направлять высвободившиеся средства на увеличение числа детей, которые будут заниматься в данных учреждениях бесплатно.
– Это еще один последовательный шаг в решении вопросов развития массового спорта в Приангарье, – сказала вице-спикер ЗС, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова. – Мы снижаем налоговую нагрузку на эти учреждения и ждем в ответ открытия большего числа секций, которые дети Иркутской области смогут посещать бесплатно. В дальнейшем мы будем вести мониторинг исполнения данного условия.
По словам депутата, внесенные изменения коснутся, прежде всего, учреждений в Иркутске, принадлежащих городу или области и обладающих большим имущественным комплексом, а также всех объектов, построенных с 2013 года, и тех, которые будут построены в последующие годы.
Этот же закон «О налоге на имущество организаций» подвергся еще одной корректировке. Как известно, с этого года отменена льгота по налогу на имущество для областных организаций, а с 2018 года планировалось отменить такую же льготу для муниципальных учреждений. Но идя навстречу муниципальным образованиям, не успевшим избавиться от своего неиспользуемого имущества, а также в связи с дефицитом местных бюджетов, принято решение продлить эту льготу еще на год – до 1 января 2019 года.
Приватизации не подлежат
Представленный областным министром имущественных отношений Владиславом Сухорученко прогнозный план приватизации областного государственного имущества на 2018 год вызвал оживленную дискуссию. Причиной спора стало включение в приватизационный список двух объектов: комплекса зданий бывшей базы отдыха «Лесное» в Нижнеилимском районе и здание бывшей детской поликлиники в Ангарске. По мнению депутатов, это социальные объекты, и было бы целесообразно не выставлять их на торги, а попытаться вернуть к жизни. Например, перепрофилировать бывшую базу отдыха в летний лагерь для детей, дефицит которых ощущается по всей области.
Как сообщила председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко, список приватизируемых объектов был подробно рассмотрен на заседании рабочей группы.
– Мы рекомендовали министерству имущественных отношений постараться использовать эти два объекта по назначению. Тем более что и федеральное законодательство требует подходить к приватизации социальных объектов со всей ответственностью и не рубить сплеча.
Депутат Анатолий Дубас с обычной своей эмоциональностью призвал коллег более оперативно реагировать на такое разбазаривание областного имущества:
– Мы часто начинаем спасать то или иное здание, когда оно уже приведено в непригодное состояние: окна выбиты, крыша снята. А почему никто не вмешался, когда пионерский лагерь еще не подвергся разграблению? Такая же история произошла с усть-илимским аэропортом, когда его растащили буквально по кусочкам. Это чуть-чуть не случилось с усть-илимским пионерским лагерем «Лосенок». Администрация города неимоверными усилиями выхватила этот лагерь и привела его в порядок, он сегодня работает. Мы все должны нести ответственность. Надо спасать, когда есть возможность спасти.
Заключая обсуждение, Сергей Брилка поддержал идею сохранения этих двух объектов в их первоначальном качестве, отметив, что Нижнеилимскому району нужен лагерь летнего отдыха для детей, а в Ангарске ощущается нехватка помещений для учреждений здравоохранения.
– Необходимо совместно с муниципалитетами продумать возможность приведения этих объектов в рабочее состояние. И не откладывать решение этого вопроса в долгий ящик.
Владислав Сухорученко согласился с доводами депутатов, пообещав ко второму чтению законопроекта исключить спорные объекты из прогнозного плана приватизации, передав эти объекты с согласия муниципалитетов в их собственность.
Строгие правила благоустройства
Более суровые меры наказания вносятся в областной закон «Об отдельных вопросах регулирования административной ответственности в области благоустройства территорий муниципальных образований Иркутской области», которыми предложено увеличить максимальный размер административного штрафа за нарушение правил благоустройства.
За нарушения правил благоустройства максимальный размер административного штрафа для физических лиц возрастет на 2 тыс. рублей и составит 5 тыс. рублей, для должностных лиц – на 3 тыс. рублей и достигнет 13 тыс. рублей, а с юридических лиц верхний предел штрафных санкций поднимется до 55 тыс. рублей. Эти изменения должны были вступить в силу с 2021 года, но по инициативе депутатов они начнут действовать уже с будущего года.
По мнению Сергея Брилки, принятие данного законопроекта является необходимым условием реализации пятилетней программы «Комфортная городская среда», в рамках которой регион сможет ежегодно получать субсидию в размере не менее 600 млн рублей на решение вопросов благоустройства.
Предложения депутатов учтены
Оценивая прошедшую сессию как конструктивную, Сергей Брилка отметил, что она прошла в преддверии бюджетного процесса, к которому парламентарии перейдут в ноябре, и которому будут посвящены последующие четыре сессии до конца этого года. Также в ноябре пройдет корректировка текущего областного бюджета.
– Нынешний бюджет складывается успешно, появились дополнительные доходы, сейчас в рамках бюджетной комиссии правительством и Законодательным Собранием мы рассматриваем их распределение. Должен отметить, что все предложения депутатского корпуса учтены.
Как рассказал Сергей Брилка, планируется дополнительно направить муниципальным образованиям трансферты в размере 2 млрд рублей. Также выделяются финансовые средства на завершение строительства или капитального ремонта 200 объектов социальной сферы, включая больницы, школы, фельдшерско-акушерские пункты. Дотации сельскому хозяйству будут увеличены на полмиллиарда рублей.
– С большим удовольствием могу отметить, что правительство пошло нам навстречу, приняв решение о приобретении в этом году 100 машин скорой помощи. Поступят они, возможно, в начале следующего года – здесь будет зависеть от завода-изготовителя, тем не менее – первый шаг мы сделаем. А в бюджет будущего года закладываются средства на покупку еще 100 автомашин.
Не забыта и программа «Народные инициативы». В 2018-м на нее дополнительно будет выделено 150 млн рублей, что составит в общей сложности 650 млн рублей.
Как отметил Сергей Брилка, эта программа перекликается с федеральным проектом «Городская среда», в который было включено в 2017 году 15 муниципалитетов Приангарья. В следующем же году число участников должно возрасти втрое.