Земля легенд и преданий
Осинский район – одна из немногих территорий Приангарья, где старинные традиции вспоминают не только во время праздников и национальных фестивалей. Здесь в русских селах люди бережно сохраняют народные песни и легенды, в татарских – обычаи и национальные обряды, а в бурятских – до сих пор проводят у священных мест молебны. Разные национальности живут в мире и согласии, уважительно относясь к чужой религии.
В селе Оса открыта мечеть, работает православная церковь, не менее популярным является и шаманизм – традиционная религия западных бурят.
– Мы единственный район, куда буддизм еще не проник, – рассказывает мэр Виктор Мантыков. – Попытки были, но наш народ не воспринял ламаизма.
«Шаманская болезнь»
Здесь создана районная община шаманов «Бургэд», что в переводе обозначает «орел», поскольку эта птица считается здесь священной. Сейчас она объединяет более 50 человек. Шаманов в Осинском районе очень много. И все они потомственные, а значит, настоящие. Ведь такой дар, пояснил мэр, передается по наследству. Чаще – через поколение, от деда к внуку, но бывает, что и от отца к сыну. Очень редко происходит «небесное избрание» – отогой буудал удха. Однако во всех случаях считается, что шамана избирают духи.
Отказаться нельзя – заболеешь и умрешь, потому что избрание сопровождается недомоганием, слабостью, иногда потерей сознания, которые диагностируются как «шаманская болезнь». Передается дар как по отцовской, так и по материнской линии, поэтому шаманами бывают и женщины, и мужчины. Но сейчас, говорит Виктор Мантыков, появилось множество людей, не имеющих никакого отношения к шаманизму, их задача – выманить у доверчивых людей как можно больше денег, а не помочь. Поэтому очень важно рассказывать, в том числе и через СМИ, о настоящих шаманах.
– Бывали случаи, когда люди брали большие кредиты, чтобы оплатить работу этих «целителей», купить необходимые атрибуты, ведь цены на услуги у них очень высокие, – объясняет руководитель района. – Наша организация «Бургэд» борется за то, чтобы таких псевдошаманов не было. Настоящий шаман никогда не попросит больших денег, у него нет определенной таксы – люди дают столько, сколько считают нужным. Не зря же в старину шаманы считались едва ли не самыми бедными.
О том, как живут настоящие шаманы, мы узнали, побывав в пресс-туре «Путь предков». Его организовали Иркутское отделение гильдии межэтнической журналистики и управление губернатора и правительства по связям с общественностью и национальным отношениям.
Хозяин воды
Одно из селений, где сильны традиции бурятского народа, – Бильчир. Как рассказал глава сельской администрации Вячеслав Хартанов, в начале 1960-х годов поселок был перенесен из зоны затопления Братского водохранилища. Переселенцы вслед за жилыми домами отстроили школу, клуб, больницу, мастерские… В советское время здесь работал совхоз, держали много скота, сеяли хлеб, ремонтировали сельхозтехнику со всех близлежащих населенных пунктов. После развала Советского Союза на долю села выпало немало трудностей, однако сегодня Бильчир считается одним из самых благополучных. Его главной гордостью считаются дом культуры и школа, из стен которой вышли шесть руководителей вузов, 25 докторов наук и 17 мастеров спорта. Не меньше славы селу приносят и местные шаманы, за помощью к которым едут не только из разных уголков Иркутской области, но и даже из других регионов страны. Специально для журналистов сразу три потомственных шамана провели обряд, посвященный хозяину воды.
По шаманским обычаям вокруг все живое: и вода, и лес, и горы, а значит, все имеет своих хозяев, пояснил шаман Илья Ашаханов. Обряд поклонения хозяину воды обычно проводят раз в год в начале июня, когда сошел лед, и вода спокойная и чистая. Делают его, чтобы дети и взрослые не тонули, чтобы скот не пропадал на воде, чтобы люди пили чистую воду и не болели. Шаманы просят у хозяина, чтобы летом было много дождей для богатого травостоя, а зимой – прочная дорога по льду. По бурятским традициям проводить обряды нужно на том месте, где жили их предки. Но бильчирцы не могут этого сделать, потому что улусы, в которых когда-то селились их родственники, затоплены после строительства Братской ГЭС, поэтому теперь задабривают хозяина воды прямо на берегу водохранилища. И не где-нибудь, а в местечке Хэрши – там, где некогда сливались реки Обусинка, Оса и Ангара.
Сначала всех присутствующих по очереди окуривают тлеющей пихтовой щепкой для очищения, затем разжигают огонь. В него под ритуальные заклинания кладут блины, саламат, сломанные сигареты, капают молоко и водку. Все это – подношения. Обязательный атрибут – чабрец или, как его называют местные – богородская трава. Заготавливают ее для проведения молебнов ранней весной – пока не закуковала кукушка. Потом, говорят, трава теряет обрядовую силу. Собирают чабрец из 10 разных мест, тогда, объясняют шаманы, он имеет исключительно мощную энергетику. После того, как все дары сгорели в огне, необходимо несколько речных камешков и три белые монетки кинуть в воду. При этом можно загадать желание. Но много просить у хозяина, предупреждают шаманы, нельзя. Духи могут обидеться и наказать за жадность. Никто из присутствующих на молебне журналистов, видимо, не попросил себе больше, чем требуется, потому что вскоре после проведения молебна на берегу появился табун лошадей. Грациозные жеребцы, изящные кобылицы и длинноногие стригунки-жеребята, как ветер, пронеслись мимо, заставив, замерев от восхищения, забыть о происходящем ритуале.
– Хороший знак, – не сговариваясь, улыбнулись шаманы. – Значит, хозяину воды вы понравились, и он выполнит все ваши мечты!
В доме культуры нас ожидало не менее интересное и красочное действо. Ребята из фольклорного ансамбля «Галгуламтэ» (семейный очаг) показали фрагменты обряда валяния войлока и большого ехора. Девушки в нарядных национальных костюмах, усевшись в кружок, длинными палками ворошили и подбрасывали овечью шерсть, распевая при этом веселую песню, а парни, сменившие девчат, ее утрамбовывали. Директор дома культуры Людмила Ильина рассказала, что обряд кошмокатания – один из многих, который удалось восстановить благодаря старожилам села.
Родина шаманов
Следующая остановка в селе Ирхидей. Его называют родиной многих знаменитых шаманов, подтверждая версию историческими сведениями. Свой род, рассказал глава поселения Игорь Хингелов, здешние шаманы ведут от Дулаан тоодэй – необыкновенно сильной целительницы. Бытует легенда, что рождена она была в шаманской семье. Родители хотели выдать ее замуж насильно за нелюбимого человека. Однажды ночью Дулаан приснился сон, в котором она узнала, что ей нужно сделать, чтобы встретить настоящую любовь. Не испугавшись опасностей, подстерегающих ее в тайге, и диких зверей, девушка наутро прибежала туда, где сейчас располагается Ирхидей. Там она встретила своего суженого – Унагая. Став его женой, Дулаан прошла через все полагающиеся посвящения и стала настоящей шаманкой. Именно от нее пошел род ирхидейских шаманов. Наследниками его когда-то были такие известные шаманы, как Алексей Спасов и Владимир Таров. Сегодня на смену им пришли дети Алексея Тарасовича – Спас и Надежда.
На просьбу журналистов рассказать о себе Спас Алексеевич пояснил, что принял посвящение после смерти отца. До этого 27 лет отработал в школе учителем НВП и ОБЖ, два был года директором, четыре – главой администрации.
– Думал, что всю жизнь буду учительствовать, – улыбаясь, говорит он. – Но дар пришел через болезнь. В больнице долго лежал, врачи ничего определить не могли, потом понимание наступило: время подошло, значит, людям помогать должен. Из школы пришлось уйти – времени свободного совсем не стало. Каждый день за помощью обращаются люди. Если человек обратился с просьбой, мы не имеем права отказывать. Откажешь – сам заболеешь. У меня заказов на месяц вперед. Каждый день по два-три обряда проводить приходится. Шаман постоянно в дороге, он себе не принадлежит. Но это не значит, что мы много зарабатываем. Отец так меня учил: тебе кусок мыла дали или кусок хлеба – ты должен провести обряд, ведь люди отдали столько, сколько могли.
Журналистам Спас Алексеевич сначала показал священный источник, который помогает при болезнях глаз и исцеляет от ангины, а после в особом месте, в стороне от села провел обряд на благополучие Ирхидея и гостей. Шаман попросил у духа огня для нас побольше интересных встреч, удачных командировок без аварий на дорогах и хороших зарплат. Хочется надеяться, что все обязательно сбудется, как пообещали их коллеги в Бильчире!
Кондрашкины пляски
Увидеть, как сохраняют традиции русской культуры, участники пресс-тура смогли в селе Майск. Перед нами выступил ансамбль народных инструментов. Глава села Александр Серебренников сам сыграл на гармошке, а еще показал игрушку Кондрашка, которая досталась ему в наследство от отца. Кукла, сделанная в 50-х годах прошлого века, «танцует» на специальной подставке. Под удалую плясовую озорной «мальчишка» машет руками, пускается вприсядку, кружится и вертится совсем как настоящий. Управляет им сам Александр Иннокентьевич при помощи специального механизма, который крепится к его ноге. Владелец куклы объяснил: Кондрашка – постоянный участник всех концертов. Он настолько полюбился публике, что без него музыканты не рискуют даже начитать выступления.
Майск по праву славится своими творческими коллективами. Здесь работает фольклорный ансамбль «Бабоньки», народный вокально-инструментальный ансамбль «Майское эхо», народный фольклорный коллектив русской песни «Багульник». Для детей открыты вокальные и хореографические студии. Жаль только, что заниматься творчеством местным артистам приходится в приспособленном помещении. Настоящий клуб сгорел несколько лет назад, а строительство нового, как водится, затянулось на долгие годы. Новый дом культуры на 150 мест запланирован к строительству в 2018 году.
Прощались с гостеприимными хозяевами с большим сожалением. Всем без исключения понравились и самобытные обряды, и необыкновенные люди, и интересные истории… Но главное, что поразило – трепетное отношение местных жителей к своим традициям. Остается надеяться, что впереди еще множество не менее удивительных встреч и открытий. Ведь именно этого нам пожелали осинские шаманы.