У дознавателя и педагога много общего
10 ноября отмечается день полиции. Накануне праздника мы побывали в отделе организации дознания ГУ МВД России по Иркутской области и выяснили, что у профессии дознавателя – женское лицо. Более 90% дознавателей в нашем регионе – женщины, и руководит ими полковник полиции Елена Болдырева.
– Можно сказать, что я стояла у истоков образования службы дознания в Иркутской области, – рассказывает Елена Петровна. – В ноябре будет 23 года, как я работаю здесь. До этого преподавала в школе, а потом моя жизнь круто изменилась, я переехала в Иркутск и поменяла профессию учителя на службу в милиции. У педагога и полицейского на самом деле много общего. Ведь учитель это пример для подражания, грамотный специалист, который идет в ногу со временем, аккуратный и пунктуальный в работе.
Почти каждый сотрудник может рассказать свою интересную историю о том, как пришел в дознание. Например, Евгения Яковлева руководит отделом организации дознания в Чунском районе с 2009 года. В полицию ее привел муж, бывший сотрудник внутренних органов. Спустя восемь лет службы в дознании стало понятно, что работу по душе майор Евгения Яковлева нашла.
– Как изменилось дознание за 25 лет?
– С каждым годом расширяется перечень статей, по которым расследуются преступления. На сегодняшний день таких статей порядка 177. В службе дознания Иркутской области работает больше 300 человек. Ежегодно в производстве находится больше 20 тыс. уголовных дел. В каждом отделе полиции есть свой дознаватель. Если в Иркутске их более 100, то в Катанге всего четыре. На плечи дознавателей ложится большая нагрузка. Например, самые распространенные преступления в Заларинском районе – причинение легкого вреда здоровью, угроза убийством и повторное управление автомобилем в нетрезвом виде, встречаются и кражи. Почти все преступления происходят во время или после употребления спиртных напитков. Муж решил проучить жену, нетрезвый гражданин, который уже привлекался к административной ответственности за нетрезвую езду, вновь садится за руль пьяным. Часто люди получают за такие преступления условные сроки, кто-то после этого одумывается и решает изменить свою жизнь, чему мы очень рады.
Руководит отделом дознания в Заларинском районе Людмила Сусол. Отдел состоит из восьми дознавателей, и каждый из них должен рассмотреть в месяц не менее 10 дел, принять решение, подготовить материалы, поговорить с людьми.
– Назовите главные качества вашей профессии.
– Нужно знать законы. Быть тонким психологом, иметь богатый жизненный опыт, хорошую интуицию и уметь понять любого человека, будь то потерпевший или подозреваемый. Кадры формируются из специалистов Восточно-Сибирского института МВД РФ, юридических факультетов университетов. В дознании работает много женщин. Мужчины тоже встречаются, но именно женщины остаются и работают долго. На самом деле работа совсем не женская, она кропотливая, связанная с бумагами, требует времени и терпения. У нас кабинетный стиль работы, мы много общаемся, встречаемся с людьми. Чтобы стать хорошим дознавателем, необходимо проработать как минимум два года.
Случается, что дознавателей благодарят бывшие подозреваемые. В Чуне ранее судимый семь раз опять совершил преступление. Около пяти месяцев он скрывался от полиции. Дознаватель Евгения Яковлева пыталась найти и нашла его в заброшенном доме избитого и грязного. Евгения Николаевна сделал все, чтобы помочь человеку, ему оказали медицинскую помощь, накормили, дали чистые вещи. И это стало переломным моментом. Всегда можно оставаться человеком, в любой жизненной ситуации, и мужчина это осознал. Он ответил за свои преступления, освободился и пришел к дознавателю с цветами. Был очень благодарен за доброе отношение, жизнь у него изменилась, он больше не попадал в поле зрения правоохранительных органов.
– Как вы справляетесь, когда видите жестокость, человеческую боль?
– Работа никогда не отпускает. Невозможно выйти из кабинета и перестать думать о работе. Дознаватель – это привычка и стиль жизни.
Да, бывают резонансные дела, которые никого не могут оставить равнодушным, особенно когда речь идет о жестоком обращении или насилии по отношению к детям. Дознаватель всегда должен оставаться профессионалом. Мы делаем все, чтобы дела были переданы в прокуратуру, обвинительные приговоры состоялись, а преступники понесли наказание.
Не все работники органов дознания хотят, чтобы их дети пошли по их стопам. Но у кого-то получается воспитать целые полицейские династии. Так, у начальника подразделения дознания Людмилы Сусол в полиции служат брат и племянница, а дочка уже восемь лет работает старшим следователем.
Дознаватели работают в условиях повышенной нагрузки. Мы трудимся по субботам, а рабочий день у нас ненормированный. Одни не все выдерживают такой ритм, кто-то уходит в другие структуры, но те, кто остается, буквально душой прикипают к профессии.