Мир в доме Сарафановых
90-й театральный сезон в Иркутском областном театре юного зрителя открылся премьерой по одной из самых светлых пьес Александра Вампилова «Старший сын». Спектакль получил название «Сарафановы», ведь по замыслу режиссера, директора театра Виктора Токарева, главным героем постановки становится не студент Владимир Бусыгин, выдавший себя за чужого сына в надежде устроиться на ночлег, а приютивший его Андрей Григорьевич Сарафанов (заслуженный артист РФ Николай Кабаков) – персонаж, которого многие считают простаком.
– Мы назвали спектакль «Сарафановы», хотя у Вампилова нет такого варианта, есть «Предместье», «Нравоучение с гитарой». Однако в записных книжках он собирается назвать пьесу «Мир в доме Сарафановых», – отметил Виктор Токарев. – Сарафановы, на мой взгляд, это особый тип людей, исчезающий в современном мире, потому что жить так открыто, уметь беззаветно любить сегодня могут не многие. А наш герой влюблен в жизнь, в музыку, он обожает своих детей и вообще всех вокруг. По сути это чисто христианское начало, недаром в пьесе он пишет ораторию «Все люди братья!». Уже в советское время, когда была другая ситуация, Вампилов бил тревогу и говорил устами своих героев, что человеку нужно доверие, общение, возможность быть услышанным. Не говоря уже о сегодняшнем дне, когда мы опасаемся, не доверяем людям, выстраиваем бетонные стены, чтобы нас не обидели, не унизили, не обокрали.
Действительно, представить в наши дни ситуацию, в которой люди впускают в дом незнакомого человека, сначала верят в то, что он их родственник, а в итоге становятся по-настоящему близкими людьми, трудно себе представить. Однако комедия, как сам драматург обозначил жанр пьесы, из веселого розыгрыша быстро перерастает в пронзительную историю о том, что не обязательно быть родными по крови, чтобы сочувствовать, поддерживать и любить другого человека. Неудивительно, что пьесу с таким всеобъемлющим смыслом ставят во всех уголках мира. Кстати, для иркутского ТЮЗа это уже четвертый «Старший сын».
– Я сам ставлю пьесу в третий раз и все больше влюбляюсь в нее, – отметил Виктор Токарев. – Она по сюжету невероятная, почти сказочная – как можно чужого человека принять за своего сына и так его полюбить за одни сутки? На мой взгляд, ночная сцена откровения Сарафанова является ключевой, ведь именно тогда Бусыгин узнал и привязался к Сарафанову, потому что тогда между ними возникло что-то родственное. Молодой человек сначала сопротивляется, пытается уйти, но попав в эту семью, он вернулся к себе изначальному, ведь до этого у 20-летнего парня уже было предубеждение к людям, например, что у них очень толстая кожа. Поэтому пьеса вечная, и, я думаю, что к ней будут возвращаться.
Действие спектакля происходит во дворе и в квартире Сарафановых. Художник Андрей Штепин создал универсальное пространство условно советских времен, куда и попадают опоздавшие на электричку Бусыгин (Павел Савин) и Сильва (Евгений Старухин).
– Какой же человек может вломиться в чужую квартиру и представиться внебрачным сыном? – размышляет Павел Савин. – Ну, прежде всего, он студент, ведь сначала для него это просто шутка. Потом он тоже пытается разобраться в людях, хочет понять почему они верят. Но если посмотреть на эту историю со стороны – это чистое стечение обстоятельств. Мне кажется, такое бывает в жизни. Важен только тот вывод, который каждый сделает из этой истории.
В постановке удачный актерский состав: Нину играет Анастасия Чеснакова, Васеньку – студент Иркутского театрального училища Николай Шишкин, Макарскую в разных составах – Дарья Горбунова и Анжела Маркелова, Кудимова – Илья Крикун, соседа – заслуженный артист РФ Владимир Привалов.
Кстати, есть в спектакле и другой план. В сценическом пространстве он воплощен в виде филармонического зала в глубине сцены, куда то и дело удаляется старший Сарафанов.
– Для меня во всех трех постановках было важно, что Сарафанов, несмотря на то что он был изгнан из оркестра и долго сочиняет свою ораторию, внутри все равно остался музыкантом и художником в широком смысле слова, – отметил Виктор Токарев. – Он тонко воспринимает мир, словно слышит его изнутри. Поэтому для меня он написал ораторию своим сердцем, через отношения со своими детьми и другими людьми, ведь он принимает мир таким, какой он есть. в надежде на лучшее.
Кстати, в этой постановке у зрителей есть шанс услышать наконец ораторию «Все люди братья!». Свою версию этого мифического произведения написал иркутский композитор Владимир Соколов. Он же создал «Вампиловский вальс» и другую музыку, которая звучит в спектакле. В финале все участники постановки и артисты Иркутского Театра пилигримов под руководством Сарафанова исполняют главное произведение в его жизни.
– Мой герой черпает силы от любви к людям, он не дает оценок, а пытается понять причину их поступков, – считает Николай Кабаков. – Даже о жене, которая ушла от него 14 лет назад, оставив ему двух малолетних детей, он говорит с любовью, стараясь понять ее. И при этом он не простак, а очень умный человек. Пьеса начинается с того, что он находится на гране гибели, его никто не понимает, дети разъезжаются, но благодаря случаю его жизнь восстанавливается, и воцаряется гармония, поэтому он и дописывает свою ораторию.