Жизнь у «большой горы»
Небольшое село Усть-Када, что в Куйтунском районе, – одно из тех, на долю которых пришлись и периоды расцвета, и времена забвения. Основанное крестьянами Нижнеудинского уезда, оно стало домом для переселенцев из Украины и Белоруссии. Перестроечное время едва не поставило крест на всей Усть-Каде. Люди, напуганные развалом страны, принялись спешно покидать обжитые места. Под нож были пущены стада, заросла пашня. К счастью, упаднический настрой продлился недолго. Сегодня бывшие совхозные поля засевают фермеры, в личных подсобных хозяйствах люди держат коров, занимаются пчеловодством и свиноводством. И молодежь не уезжает. Ведь, начиная с детсада, местных ребятишек учат, как надо жить и работать на земле.
Хранилище истории
История Усть-Кады, бережно собранная учениками и учителями местной школы, хранится в краеведческом музее. Основанное в 1853 году, свое название село получило от реки Кады, которая в переводе с бурятского означает «большая гора». И впрямь, чтобы добраться до деревни, нужно сначала достаточно долго забираться на перевал, а потом круто спускаться к реке.
Во время Столыпинской реформы в Усть-Каде стали селиться переселенцы из степных районов Украины и Белоруссии. Так, здешние краеведы разузнали, что в 1900 году по соседству с сибиряками обосновались ходоки из Черниговской губернии: Даниленко, Хижняк и Рубан. «Западенцы» шли с недоверием и оглядкой, вздыхая: «Сибирь – каторга». Прежде чем принять окончательное решение, ходили, смотрели, встречались и подолгу говорили с местными мужиками. Понравилось место: рядом река, нехоженая тайга, где полным-полно зверя, а главное – земля. Домой возвращались с хорошими вестями, и уже в мае 1901 года вернулись с семьями. В это же время из Витебской губернии по льготному тарифу приехали еще четыре семьи: Ремневых, Минейста и двух братьев Зябков.
О том, что среди переселенцев, да и местных крестьян находилось немало зажиточных, наглядно свидетельствуют многочисленные предметы старины, которые с завидным постоянством здешняя детвора выуживает из Кадинки и Оки, а взрослые находят в огородах. В числе экспонатов музея директор школы Ксения Соловьева с гордостью демонстрирует старинные монеты, нагрудную бляху стоцкого, серебряный портсигар и оловянную ложку с выбитым клеймом 1856 года. Музейные стенды ломятся от ручных маслобоек, ступ, прялок, самоваров, вышитых картин и утюгов, которыми пенсионеры щедро делятся с подрастающим поколением.
В 1919 году в Усть-Каде был создан сельсовет, появились артели «Буденный» и «Красный шторм». В 1926-м состоялась первая перепись населения, по которой на тот момент в Усть-Каде проживало более 530 человек. В 30-х годах в каждой деревне было открыто по школе, работала больница на 12 коек, изба-читальня. Великая Отечественная война поломала все мирные планы. Буквально в первые дни на фронт отправились более 130 человек, больше половины погибли на полях сражений. После войны привычная жизнь в Усть-Каде, как и других деревнях и селах, восстанавливалась с трудом. Хоть и не гремели в Сибири взрывы орудий, не велись бои, но за четыре с лишним года старики, подростки и бабы повытянули жилы неимоверно тяжелой работой, отдавая последнее для фронта и Победы. Только в 1950 году, когда все малочисленные колхозы объединили в один под названием «Родина», в Усть-Каде впервые получили довоенный урожай хлеба. Вскоре в деревнях застучали топоры, запели пилы, а на полях застрекотали моторы тракторов и комбайнов. В спешном порядке строились новые дома, склады и магазины, появилась первая кинопередвижка.
В 1961 году хозяйство решили укрупнить, организовав на его базе седьмое отделение совхоза «Куйтунский». Старожилы до сих пор с особой теплотой вспоминают его директора – Анатолия Соловьева, благодаря которому в середине 80-х в Усть-Каде была построена новая двухэтажная школа, а в начале 90-х – бетонный мост, настоящее чудо в начавшей рушиться стране. Говорят, Соловьев самолично ездил в Москву, выбивал проект, доказывал, что без капитального сооружения деревни просто не выживут, и добился-таки своего! Именно наличие моста спасло Усть-Каду и соседнюю Новую Каду от окончательного запустения в период лихолетья. Недалекие людишки, запаниковав, побежали искать сытой жизни в городах, а те, кто оказался поумнее, наоборот, решили переждать «безвременье» на земле, рассудив: в деревне сам сыт будешь и излишки продашь – дорога есть. Бетонную переправу, спроворенную на совесть, впервые капитально подновили только пять лет назад. В 2013 году областной бюджет выделил 12 млн рублей для замены деревянного настила и перил. Теперь, как говорят сельские власти, можно еще лет пятнадцать не волноваться о том, что село окажется вне досягаемости «большой» земли.
Предприниматели с младых ногтей
Местная школа, как в большинстве сегодняшних сел и деревень, – центр, вокруг которого вертится спортивная, культурная и, разумеется, образовательная жизнь всего населения. Первое, на что обращаешь внимание в Усть-Кадинской – множество молодых преподавателей, включая директора, обязательная школьная форма на детях и красочные стенды в рекреациях.
– Наша школа молодая, ей всего 32 года, и преподаватели у нас практически такого же возраста, – улыбаясь, рассказывает директор. – Многие – бывшие выпускники. Я, например, окончила эту школу в 2002 году.
Ксения Соловьева поясняет: до 1985 года в Усть-Каде школы не было, она располагалась в соседней деревне. После того, как там произошел пожар, совхоз решил строиться на новом месте. Когда-то в школе обучалось свыше трехсот ребятишек, сегодня – в три раза меньше. Поскольку образовались свободные площади, теперь здесь работает детсадовская группа «Чиполлино», рассчитанная на 12 малышей. Еще семеро шестилеток посещают группу до обеда – чтобы пройти подготовку для поступления в первый класс.
Все ребятишки, начиная с детского сада, приучаются к сельскому труду, ведь Усть-Кадинская школа – районная площадка по реализации проекта агробизнесобразования. Рядом со зданием на шести гектарах располагается пришкольный участок. Яркие фотографии наглядно демонстрируют, какой богатый урожай нынче вырастили дети.
– В теплицах мы выращиваем помидоры, огурцы, редиску, на грядках – зелень, кабачки, баклажаны и тыквы, – перечисляет руководитель. – Ягодные кустарники и фруктовые деревья дают возможность нашим поварам в течение всего года готовить витаминные морсы и кисели, а под картофель у нас вообще отведено отдельное поле – 30 га. Его хватает и на школьные обеды, и на продажу.
Дети младшего возраста ухаживают за цветами, школьники постарше приобщаются к агротехнологии растениеводства: скрещивают семена, пробуют заниматься селекцией, проводят различные опыты. Уже в конце марта ребята высаживают рассаду – школьная теплица построена на фундаменте с обогревом. Сколько нужно – рассаживают после по грядкам, излишки продают населению. Кроме работы с растениями школьники выращивают домашнюю птицу. Нынче, например, объясняет Ксения Владимировна, взяли весной 70 кур и полсотни гусей. Растили все лето, а на зиму забили – держать такое количество домашней птицы в холодное время оказалось невыгодно. Мясо опять-таки пошло на обеды в столовой, а из пера и пуха школьники на уроках технологии теперь шьют отличные подушки. Их они намерены также продать, чтобы на вырученные деньги вновь купить цыплят и еще одну теплицу из поликарбоната.
Что будут покупать и растить на пришкольном участке ребята, решают совместно с учителями и своими добровольными помощниками – бабушками и дедушками – членами «Народной школы», организованной несколько лет назад по инициативе местного совета ветеранов. Также сообща думают, как интересно организовать свой досуг и какие открыть кружки. Нынче, например, пожилые люди по просьбе ребятни ведут военно-патриотические занятия, стрелковый кружок, декоративно-прикладного творчества, а еще обучают желающих народным ремеслам. Не без их помощи для старшеклассников организуют профессиональные пробы. Так, в этом году ученики 9–11 классов смогли поработать на посевной и уборочной в крестьянско-фермерских хозяйствах, приобщиться к профессии пекаря, побывав в сельской пекарне, фельдшера – в местном ФАПе и преподавателя – в своей школе.
– Наши ребятишки – полноправные участники всех проектов, которые внедряются в школе, – подтверждает директор. – Мы всегда прислушиваемся к их мнению и воспринимаем всерьез все, что они предлагают. Так они учатся мыслить нестандартно, не бояться самостоятельно принимать решение, нести ответственность за свою работу и работу своих товарищей. Может, поэтому в числе наших выпускников сегодня так много предпринимателей, которые открывают свой бизнес, в том числе и в нашем селе.
С будущим определились
Большое число молодежи в Усть-Каде – подтверждает и глава поселения Владимир Мишин. Сегодня в МО работают уже порядка 10 начинающих фермеров. Каждый обрабатывает не менее 40 га пашни, производит комбикорм, держит скот. Если говорить в целом о сельскохозяйственной отрасли, то она, по его словам, представлена как сельхозпредприятиями и КФХ, так и личными подсобными хозяйствами. В числе крупных – ООО «Возрождение», которое базируется в селе Амур. Недавно сельхозпредприятие приобрело в собственность 2 тыс. га полей возле Усть-Кады, на которых теперь выращивают зерновые культуры. В КФХ Виталия Судниковича есть свиноферма, где содержится более 100 голов животных, КРС, домашняя птица, налажена переработка мяса. Нынче фермер вступает в программу по разработке залежных земель, благодаря которой планирует распахать дополнительно к новой посевной кампании 1,5 тыс. га заброшенного участка. Пока же Виталий обрабатывает около 400 га пашни. Столько же засевает пшеницей, овсом и ячменем глава КФХ Петр Провада. Выращенный урожай без проблем сдает в ООО «Саянский бройлер». Намерен тоже расширять посевные площади. Оба вышеназванных фермера, уточняет Владимир Павлович, трудоустраивают исключительно местных жителей.
Кроме сельского хозяйства на территории муниципалитета функционирует три деревоперерабатывающих предприятия. Выпускают половую рейку, доску и брус. Однако сельский руководитель уверен: будущее Усть-Кады – не в лесозаготовке.
– Лес вырубят, нечего будет перерабатывать, – поясняет он. – Поэтому так важно быстрее возродить полеводство и животноводство.
Со своей стороны местные власти всячески этому способствуют. Уже дважды провели судебные тяжбы по обналичиванию долей – изъяли по решению суда земельные наделы, которые собственники не обрабатывали, вернув тем самым в оборот более 3,5 тыс. га пашни. Для того чтобы скрасить сельскую жизнь, они проводят конкурсы на лучшую усадьбу, организуют праздники, фестивали снежной скульптуры, занимаются благоустройством. Так, на деньги, полученные по проекту «Народные инициативы», приобрели для клубов в Усть-Каде и Новой Каде музыкальное оборудование и отличные костюмы для творческих коллективов. Вступив в 2014 году в областную программу «Чистая вода», установили водонапорную башню и пробурили скважину. Благодаря поддержке регионального бюджета нынче капитально отремонтировали спортивный зал в школе, а в следующем году намереваются заменить в здании кровлю и окна. Есть у местных властей желание построить к 165-летию в центре села новый клуб, а на пригорке у реки – храм. Для каждого проекта уже отмежевана земля, проведены кадастровые работы и даже заказаны проекты. И руководство, и жители не сомневаются: все задуманное обязательно сбудется, ведь самое трудное время у них давно в прошлом.