Дмитрий Чернышов: Необходим постоянный диалог между региональной властью и мэрами
Региональный совет – это площадка для взаимодействия органов государственной и муниципальной власти для решения проблем социального и экономического развития региона. Об этом заявил в интервью газете «Областная» заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов.
– Дмитрий Викторович, региональный совет возобновляет работу после обращения к губернатору большой группы руководителей муниципальных образований второго уровня. А чем был вызван перерыв в работе совета?
– Заседание регсовета должно было состояться около года назад. Однако оно было сорвано из-за неконструктивной позиции глав некоторых территорий по повестке дня. Прошло время и для многих стало очевидным, что без эффективного взаимодействия с губернатором и правительством для выработки общих позиций мэрам не обойтись.
Около месяца назад ряд мэров обратились к губернатору с просьбой возобновить работу регсовета как площадки, которой не хватает для обсуждения важных хозяйственных вопросов. Таких обращений поступило более тридцати. В ответ на просьбы мэров губернатор поставил задачу подготовить повестку регсовета.
Предполагается рассмотреть проект закона о бюджете на 2018–2020 плановые годы, провести анализ работы территорий по сбору налога по упрощенной системе налогообложения, обсудить вопросы по отопительному сезону 2017–2018. Помимо этого будут подведены промежуточные итоги программы «Комфортная городская среда». Думаю, в следующем году мы расширим ее реализацию. В повестку войдет и вопрос переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Здесь тоже есть недочеты у ряда муниципалитетов, например, таких, как Братск, Усть-Илимск.
Постоянный диалог между губернатором, правительством и мэрами необходим, он служит основой выработки эффективных решений.
– Региональный совет создает для этого возможности?
– Совет – это площадка для широкого взаимодействия. В заседаниях кроме руководителей областной и муниципальной власти принимают участие представители территориальных структур федеральных органов, общественных организаций. В соответствии с положением, утвержденным губернатором, заседания совета проходят раз в квартал в течение года. В то же время для выработки эффективных решений необходим системный подход. Поэтому предусмотрено формирование постоянно действующих комиссий. Совместно с мэрами будет готовиться проблемная тематика.
Предполагается, что создадут пять комиссий: по экономике и бюджету, экологии, природопользованию и сельскому хозяйству, по ЖКХ и так далее. Перед началом работы мэрам будет предложено анкетирование: в какую комиссию они желают войти. Думаю, что один мэр сможет работать не более чем в двух комиссиях, собираться по мере необходимости.
– А какую роль в организации работы совета играет аппарат губернатора и правительства региона?
– На нас ложится основная нагрузка по обеспечению всех направлений деятельности регсовета, подготовка и согласование повестки с мэрами территорий, правительством Иркутской области. Очень важно создать такие условия, при которых потенциал этого коллегиального органа будет использован с максимальной пользой. Чтобы справиться с этой задачей, есть все возможности.
– Насколько эффективна, на ваш взгляд, сегодня работа аппарата губернатора?
– В последнее время приняты серьезные шаги по совершенствованию структуры аппарата. Так, после анализа работы министерства юстиции Иркутской области было принято решение об упразднении этого ведомства. На мой взгляд, абсолютно неэффективно работающий орган, к которому было много замечаний как по существу, так и структурно. В прошлом году министерство было ликвидировано. Мы вернулись к хорошо забытому старому, возобновили Главное правовое управление в аппарате губернатора. Таким образом значительно оптимизирована численность. Министерство – самостоятельный орган. Там был министр, заместители министра, помощники, начальники управлений, отделов и так далее. Сегодня в ГПУ работают 45 человек, которые занимаются всем правовым обеспечением: прохождением нормативно-правовых актов, антикоррупционной экспертизой документов, регистрами муниципальных актов, формируют модельные правовые акты для муниципалитетов.
– А что касается противодействия коррупции?
– Правовое управление по профилактике коррупционных и иных правонарушений надлежало организовать в каждом субъекте РФ по указу президента. Когда я был назначен руководителем аппарата губернатора 3 октября 2015 года, до окончания исполнения этого указа президента оставалось два месяца, а никто новое управление не собирался создавать. Пришлось идти через реформу: создавать на месте одного министерства два управления. Кроме того, без увеличения штатной численности мы создали в восьми территориях общественные приемные губернатора.
Не буду называть конкретные имена, но после проверок, проведенных специалистами новой структуры, освобождены от должности руководители некоторых органов исполнительной власти, госслужащие. Причиной послужило выявление конфликта интересов и предоставление недостоверной информации о доходах. В этом году управлению по противодействию коррупции переданы функции контроля над доходами и расходами лиц, замещающих муниципальные должности.
– Каких еще нововведений потребовала реформа деятельности аппарата?
– Для контроля сроков исполнения поручений губернатора, президента есть канцелярия в аппарате губернатора. Канцелярия следит только за сроком исполнения документов. Однако нет понимания, насколько качественно исполнено то или иное поручение.
Поэтому возникает вопрос – кто должен этим заниматься? Полагаю, аппарат должен взять на себя в том числе и контрольную функцию качественного исполнения поручений.
– Вы как заместитель губернатора какие направления еще будете курировать?
– По поручению губернатора – это координация и контроль за деятельностью службы государственного жилищного надзора. Причиной послужило огромное количество жалоб на работу управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, ТСЖ, поступающих в это ведомство от граждан и остающихся без своевременного рассмотрения. Просрочка была столь велика, что по рейтингу Минстроя России наш регион в первом квартале 2017 года опустился на последнее место среди субъектов Российской Федерации. Пришлось срочно наводить порядок, и совместными усилиями с новым руководством службы жилищного надзора нам удалось по итогам первого полугодия подняться в рейтинге на 50 позиций вверх.
Работу службы государственного финансового контроля также теперь буду координировать я как заместитель губернатора. Это ведомство следит за целевым и эффективным расходованием средств, которые направляются из областного бюджета на зарплату учителям, реализацию государственных программ, субсидии и дотации территориям. В результате за девять месяцев 2017 года устранено нарушений на общую сумму более 40 млн рублей. Предъявлено исков о возмещении ущерба Иркутской области в размере 64 млн рублей, к дисциплинарной ответственности привлечено 18 должностных лиц. Серьезные нарушения установлены в Черемхово, где при реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда администрацией более 336 млн рублей использованы на строительство домов, которые около двух лет стоят закрытыми, так как туда некого переселять. Деньги потрачены, муниципалитет отчитался, что программа выполнена, а результат плачевный.
– Понятно, что усиление контрольных функций необходимо для наведения порядка. Но, кроме того, муниципальным образованиям нужна помощь.
– Совершенно верно. И в первую очередь это касается правотворческой деятельности местной власти. Это объясняется недостатком в муниципалитетах квалифицированных специалистов, возрастающими требованиями к разработке правовых актов, другими причинами. В то же время в регионе существует институт регионального законодательства им. М.М. Сперанского, располагающий штатом научных работников, специалистов в области юриспруденции. Однако анализ работы института показал, что деятельность сотрудников была оторвана от реальной жизни и насущных задач муниципалитетов.
– И какой же был найден выход?
– Руководству института было предложено изменить направления деятельности учреждения, сосредоточить усилия на содействии развитию местного самоуправления. Сейчас институт занимается оказанием методической помощи органам местной власти, разработкой модельных муниципальных правовых актов. Часть таких своеобразных шаблонов уже разработана и применяется. Дальнейшая работа в этом направлении поможет свести к минимуму случаи принятия органами местного самоуправления правовых актов, противоречащих законодательству и влекущих в ходе их применения нарушения прав и свобод граждан.
– Какие еще проблемы, на ваш взгляд, необходимо решить для повышения эффективности управления муниципалитетами?
– Эффективность действий местной власти во многом зависит от уровня подготовки руководителей к решению практических задач. С этой точки зрения большое значение имеет общение глав муниципальных образований с губернатором области, руководителями региональных министерств и ведомств. Такая возможность предоставляется главам территорий на форумах «Земля Иркутская», которые мы проводим ежегодно.
На них можно получить знания в области управления, расходования бюджетных средств, информацию о возможностях, которые предоставляет участие в государственных программах. Проблема в том, что на такие встречи не удается одновременно собрать всех руководителей муниципальных образований. В связи с этим считаю необходимым проводить форумы два раза в год. Это обеспечит возможность общения и получения новых знаний всем без исключения представителям местной власти.