Двери и окна
Необычное культурное событие в этом году прошло в России и Италии. В одном творческом проекте, реализованном фондом «Наследие иркутских меценатов», встретились окна Иркутска и двери Венеции.
Идея фотовыставки принадлежит Валерию Сировскому – переводчику, художнику и фотографу. Среди знакомых Сировского – звезды искусства и кино Андрей Тарковский, Тонино Гуэрра, Микеланджело Антониони; его графика выставлялась на Венецианской биеннале, а фото – в Третьяковской галерее. Приезжая в Иркутск, Валерий Сировский стремится запечатлеть как можно больше иркутских окон:
– Я с первого взгляда влюблен в ваш город. И, приезжая в Иркутск, я замечаю, как деревянных домов с их прекрасными окнами становится все меньше: либо исчезает весь дом, либо деревянные окна заменяют на пластиковые… В то время как в моей не менее любимой Венеции всю эту старину собирают по крупицам, все подкрашивают, ремонтируют, люди стремятся сохранить доставшееся им наследие.
Действительно, в Италии окна и двери всегда несли эстетическую нагрузку. Дверь – это первое, что видит гость в доме хозяина, поэтому она не только оберегает дом, но и является визитной карточкой, своего рода приветствием – а иногда и предостережением прохожим. В Венеции коллекция дверей представляет собой произведения искусства, охраняемые мировым сообществом под эгидой ЮНЕСКО.
Вот, например, деревянная дверь дома № 808 в районе Кастелло. Над дверью в круге находится старинный символ Венеции «Лев в молеке», в переводе с венецианского диалекта – выходящий из моря, символизирующий превосходство Венеции над всеми государствами и морями.
Выставку, посвященную венецианским дверям, Сировский провел несколько лет назад в Италии. Чуть позже родилась идея осуществить одноименный проект в Иркутске и пригласить к его подготовке как фото-профессионалов, так и любителей.
Иркутские деревянные окна тоже являются наследием, достойным внимания мировой общественности. Так что проект «Окна Иркутска. Двери Венеции» – не просто фотопроект и популяризация историко-культурного наследия – это возможное начало культурных, экономических отношений двух разных самодостаточных городов.
– Сегодня люди много путешествуют, стремятся познакомиться с новыми странами, прикоснуться к старине, – говорит руководитель Фонда «Наследие иркутских меценатов», председатель комиссии по культуре Общественной палаты Иркутской области Марина Кондрашова. – А свою старину – иркутскую – мы очень часто за ценность не считаем, заменяя ее на пластик и бетон. Цель нашей выставки – обратить внимание иркутян на наследие, которое дошло до наших дней. В деревянном Иркутске воплощена веками накопленная энергетика, и город должен ее сохранить.
Всего было представлено 1600 фотографий, из которых конкурсной комиссией отобрано около 300 для подготовки уличной фотовыставки «Окна Иркутска. Двери Венеции».
– Радовался, когда попадались интересные кадры, на них прежде всего и обращал внимание, потому что именно творческая составляющая является главной, независимо от того, что ты хочешь показать в своих фотографиях – просто красоту или проблемы, – сказал один из членов конкурсной комиссии, известный иркутский фотограф Анатолий Бызов.
В июне 2017 года уличная выставка открылась в Иркутске на площади у Московских ворот. С работами ознакомиться можно было также на сайте проекта OZERO.RU.
В Италии выставка была представлена на фестивале дерева в городе в Канту – историческом центре мебельного производства. Благодаря сотрудничеству мэрии Канту, Фонда «Наследие иркутских меценатов», ассоциации RussiA Como и журнала «Озеро Комо» выставка «Окна Иркутска. Двери Венеции» стала одним из центральных событий культурной программы фестиваля.
В ноябре этого года торжественная презентация проекта состоялась в иркутской галерее Виктора Бронштейна. Голосование на сайте выявило фотографии, авторам которых были вручены дипломы победителей конкурса зрительских симпатий. Это работы иркутян Сергея Тащилина и Лилии Ореховой.
– Окна в деревянном доме это его глаза. Это замазка, коричневая и липкая, отсыхающая при морозах, из нее получались интересные фигурки людей и машин. Это вата и новогодние игрушки между рамами, узоры Деда Мороза, которые в современных пластиковых окнах не появятся никогда, друзья, кидающие снежки в окна, открытая форточка – «дверь» для кота, – говорит фотограф-любитель Сергей Тащилин. – Я родился и вырос в деревянной усадьбе, в самом центре, построенной в 1916 году, поэтому я прекрасно знаю, что продолжительность жизни деревянного дома около 100–140 лет. И время умирать деревянному городу пришло. Надо что-то искать, менять, а пока вот только решил сохранить в памяти.