15.11.2017 09:31
Рубрики
Общество
Текст
Анна СОКОЛОВА
Текст:
Анна СОКОЛОВА
15.11.2017 09:31

Школьное питание: что нужно изменить в законе?

В регионе сократилось количество заявлений на обеспечение школьников бесплатным питанием. Напомним, в мае были приняты изменения в областной закон «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей». Согласно им теперь нужно подтверждать размер доходов каждого члена многодетной и малоимущей семьи для того, чтобы ребенок в школе питался бесплатно.

Предварительные итоги исполнения закона депутаты Заксобрания обсудили на рабочем совещании под председательством вице-спикера ЗС Андрея Лабыгина. К разговору присоединились представители Братска, Осинского района, Ангарска, а также Иркутска, Иркутского и Слюдянского районов.

 Пестрая статистика

Как пояснила заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Светлана Иевлева, на 1 июня 2017 года в Иркутской области бесплатным питанием обеспечивались 96,1 тыс. школьников, на 27 октября заявления поступили на 72,7 тыс. учеников. Любопытно, что в нескольких районах 100% льготников подтвердили свое право, и за счет первоклассников, пришедших в школу 1 сентября, количество учеников, получающих льготу, там возросло. Между тем есть территории, где право на льготу подтвердили менее 40% вчерашних льготников. Например, в Усть-Удинском, Осинском и Ольхонском районах подано 116–137% заявлений, а в Казачинско-Ленском районе – всего 47%.

Снижение числа льготников наблюдается в Ангарске. По словам депутата Сергея Бренюка, в одной ангарской школе в мае бесплатно питалось 370 человек, на конец октября осталось 125. Похожая ситуация в Иркутском районе. В деревне Рязановщина, где все жители сплошь безработные, в школе на конец прошлого учебного года бесплатно питалось 50 ребятишек, а сегодня льготников только 27.

 Почему не предоставляют льготу?

Как отметил Андрей Лабыгин, данный закон поднял две серьезные проблемы – теневая занятость населения и большое количество детей, переставших быть льготниками по тем или иным причинам.

– Порядка 30 тысяч детей находятся сегодня вне фокуса внимания родителей, семьи, школы, социальных служб. Зачастую, это те дети, которые крайне нуждаются в нашей поддержке, – подчеркнул Андрей Лабыгин. – Нам надо понять, где здесь недоработка, какие нужно внести поправки в закон. В то же время не стоит забывать, что этот закон один из первых, который будет внедрять адресность в оказании социальной поддержки. А она, наряду с нуждаемостью, являются основным принципом, которые устанавливает федеральный центр. Мы должны их соблюдать.

Представители Ангарска рассказали о проблеме подачи документов. Граждане, собравшие справки, вынуждены стоять несколько часов в очереди наряду с пенсионерами, лицами, освободившимися из мест лишения свободы и тоже нуждающимися в соцподдержке. Ожидание затягивается порой очень надолго. Светлана Иевлева пояснила, что в органах соцзащиты Ангарска родителей, подтверждающих право на льготу, принимают в нескольких кабинетах в общей сложности не менее 10 человек. Более того, на сайте министерства можно записаться на прием и прийти в назначенное время. Кроме того, документы можно сдать в МФЦ, отправить по почте или в электронном виде.

В Иркутском районе, где отмечается высокий уровень безработицы, представители местной администрации сами вывозят законных представителей детей в центр занятости, чтобы поставить на учет. Без этой процедуры доказать свои доходы согласно закону не получится. Второй раз собрать тех же граждан за документами и получением справки уже не представляется возможным. Сами же эти люди, по большей части безответственные родители, вряд ли доведут начатое дело до конца. Из той же Рязановщины доехать до Иркутска и обратно будет стоить 140 рублей.

 На что жалуетесь?

Уполномоченный по правам ребенка в регионе Светлана Семенова рассказала и о других жалобах от населения, связанных со сбором документов для получения льготы:

– Люди жалуются на то, что при подсчете доходов учитывается доход вместе с налогами. Фактически же человек на руки получает меньше. Кроме того, учитываются доходы подопечного, которые не вправе учитываться. Если в семье есть подворное хозяйство, это тоже необходимо указывать в справке от муниципалитета, предоставляя при этом договоры на реализацию продукции от своего хозяйства, что сделать крайне сложно.

Заместитель мэра Братска Марина Зубакова обратила внимание на то, что многодетные семьи, где мама не работает, а ухаживает за детьми, согласно закону, лишаются права на льготу, поскольку доход учитывается как отца, так и матери. И в центр занятости матери семейства нет смысла вставать, поскольку она не находится в поиске работы. Таким образом, в Братске 18 многодетных семей, среди которых есть и семья с 11-ю детьми, данной мерой поддержки не пользуются. Обсуждается возможность предоставления многодетным семьям справки о доходах только одного родителя.

Подводя итог обсуждения, Андрей Лабыгин отметил, что все замечания и предложения будут проанализированы. После этого депутаты выйдут с поправками к данному закону. Предполагается, что вопрос будет рассмотрен на сессии Законодательного Собрания до конца 2017 года.