Закупки выходят из тени
Порядка 42 млрд рублей составил объем закупок Иркутской области за прошлый год, осуществляемый заказчиками региона в рамках законов о контрактной системе, а также о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. При этом более трети освоенных денежных средств пришлось на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемых автономными, бюджетными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, учредителями которых является Иркутская область. Деятельность этих организаций требует пристального внимания и контроля со стороны государства и региона.
Какие меры принимаются, чтобы предотвратить возникновение коррупционных рисков, повысить ответственность заказчиков за эффективное использование средств и соблюдение «здоровой» конкуренции? Об этом в интервью газете «Областная» рассказал руководитель министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Максим Авдеев.
– Максим Евгеньевич, чем вызвано внимание органа государственной власти к заказчикам, которым действующее законодательство предоставляет право самостоятельно осуществлять закупки, руководствуясь собственными утвержденными положениями о закупках товаров, работ, услуг?
– Самостоятельно – не значит произвольно. Важно подчеркнуть, что речь идет об организациях, в уставном капитале которых доля участия Иркутской области превышает 50%. В основном это имущество, без которого невозможно вести хозяйственную деятельность, оказывать медицинские, образовательные и другие услуги, заниматься дорожным строительством. Сегодня на территории Иркутской области действуют более 260 областных государственных бюджетных учреждений, порядка 100 областных государственных автономных учреждений и 12 хозяйственных обществ, работающих в правовом поле федерального закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. От их деятельности зависит формирование доходной части бюджета, социальное и экономическое развитие территории, благополучие жителей региона. Именно поэтому в 2016 году губернатор Сергей Левченко в своем ежегодном послании поставил задачу обеспечения государственной политики в закупочной сфере.
– В чем она заключается?
– Речь идет об осуществлении контроля над проведением закупок, повышении эффективности расходования средств, создании условий для конкуренции и минимизации коррупционных рисков. Руководители организаций должны четко понимать, что они являются управленцами государственной собственности, и относиться к этому как к дополнительной ответственности. Их решения помимо получения прибыли и реализации уставных задач должны приниматься с учетом общественных интересов, способствовать развитию деловой активности в регионе.
– С чего началось выполнение задачи, поставленной губернатором?
– Мы провели тщательный анализ положений о закупках, самостоятельно разработанных заказчиками региона, и пришли к выводу, что большинство из них по своей сути являются завуалированной процедурой приобретения товаров, работ, услуг у единственного поставщика. Для этого придумано много названий, таких, например, как «простая процедура закупки», «упрощенная процедура закупки», «конкурентные переговоры». А в результате получается, что почти 90% всех договоров заключаются с единственным поставщиком.
– Какими же способами это достигается?
– В числе наиболее распространенных явлений – проведение заказчиками псевдоконкурентных процедур. Это когда к участникам или предмету закупки предъявляются требования, соответствующие только одному конкретному поставщику, в сотрудничестве с которым заинтересован заказчик. Нами были отмечены факты нарушения информационной открытости закупочной деятельности, сокращения установленных законодательно сроков размещения извещений и документации о процедурах на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок. Зачастую устанавливались завышенные требования к участникам закупки или, наоборот, отсутствовали требования, предусмотренные законодательством. Распространенным явлением стало отсутствие информации о закупочной деятельности заказчиков на официальном сайте, применение субъективных, неформализованных критериев оценки не стоимостных предложений участников, необоснованное отклонение заявок участников. В ходе мониторинга было изучено около 20 способов осуществления закупок, нацеленных на уход от проведения публичных конкурентных процедур, результатом чего становятся предпосылки для различных злоупотреблений.
– Какие выводы были сделаны на основе анализа ситуации в сфере закупок?
– Стало очевидным, что систему закупок в регионе необходимо привести к единым прозрачным правилам, которыми и будут руководствоваться заказчики. Такие правила позволят вывести из «тени» существенный объем закупок, создадут условия для «здоровой» конкуренции. Было признано целесообразным внедрить в практику программный комплекс сопровождения закупочной деятельности в регионе, начиная от планирования закупок и до момента исполнения договора.
– И как вам это удалось?
– Основным результатом работы специалистов министерства стали три формы типовых положений о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных и автономных учреждений, для унитарных предприятий и для хозяйственных обществ. Этими документами установлен единый порядок подготовки и проведения процедур, ограничено число способов закупки, определен перечень случаев закупок у единственного поставщика, предусмотрена обязанность обоснования начальной цены договора и другие условия. В сентябре 2016 года типовые положения были утверждены распоряжениями регионального правительства. Следом состоялось заседание комиссии при губернаторе Иркутской области по координации работы по противодействию коррупции. На нем было принято решение об обеспечении исполнительными органами государственной власти принятия подведомственными им предприятиями и учреждениями положений о закупке, соответствующих типовым документам.
– А как изменились функции вашего ведомства?
– На министерство возложены дополнительные функции. В их числе координация деятельности заказчиков, действующих в рамках федерального закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, методологическое сопровождение заказчиков, информационное обеспечение закупок, а также сбор, обобщение, систематизация и оценка информации о закупках и другие. В рамках централизации министерство наделено полномочиями по проведению крупных закупок – с начальной (максимальной) ценой договора от 5 млн рублей. Важным звеном, позволяющим сформировать общую картину закупочной деятельности заказчиков, является организованный нами мониторинг размещаемых в единой информационной системе документов, в ходе которого мы стараемся выявить нарушения законодательства о закупках, о защите конкуренции, несоблюдения положений о закупке.
– И в случае выявления…
– Ни один факт не остается без последствий. Министерством направляются обращения в адрес заказчиков с требованием устранить нарушения. В отдельных случаях мы ставим в известность органы власти, которым подведомственно учреждение, для принятия управленческих решений. Материалы, касающиеся существенных нарушений, представляются министерством в региональное управление Федеральной антимонопольной службы.
– Сегодня можно уже говорить о результатах работы по внедрению новой практики проведения закупок?
– Централизованная модель начала действовать с 1 января 2017 года. За первое полугодие доля конкурентных процедур в количественном выражении увеличилась до 76%. Кроме того, можно говорить об увеличении доли электронных процедур среди конкурентных способов закупок до 64% от количества проведенных конкурентных процедур. При этом отмечается рост числа заявок, поданных участниками в расчете на одну процедуру. Таковы предварительные итоги, об основных результатах можно будет говорить по окончании года. Хочу отметить, что разработанные министерством единые правила поддержаны Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» и рекомендованы для распространения в других субъектах РФ. Общероссийской общественной организацией «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» деятельность министерства по совершенствованию процесса закупок признана лучшей практикой. Такая высокая оценка служит хорошим стимулом для продолжения работы.
– Вы имеете в виду совершенствование системы закупок?
– Предложенная нами модель регулирования системы закупок обладает большим потенциалом. Ее дальнейшее развитие связано с постепенным переходом заказчиков на работу с использованием региональной информационной системы Иркутской области в сфере закупок. Этот программный комплекс позволяет организовать закупочную деятельность заказчиков на стадии планирования закупок, размещения заказа, определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также обеспечить прозрачность всех процедур. Кроме того, система способна обобщать данные о закупочной деятельности, формировать необходимую статистику и отчетность.
Процесс совершенствования системы закупок требует постоянного контакта специалистов министерства со всеми участниками процесса. Мы продолжим анализ практики работы заказчиков, будем помогать им в преодолении трудностей, связанных с использованием типовых положений. Большим подспорьем в работе нам служит поддержка губернатора и правительства Иркутской области. Наведение порядка в сфере закупок, повышение эффективности использования средств и снижение коррупционных рисков – это общая задача, которую мы будем решать в интересах социального и экономического развития региона.