Книга: Есть чем гордиться
«Изобретено в России. История русской изобретательной мысли от Петра I до Николая II».
Тим Скоренко
Издательство «Альпина Нон-фикшен», 2017
На самом деле Тим никакой не Тим, а Тимофей. Родился в Белоруссии, когда она еще была Белорусской АССР. Известен он как поэт-песенник и бард, а еще писал фантастику под псевдонимом Эрик Делайе и весьма преуспел в этом жанре. Cейчас он – главный редактор журнала «Популярная механика» (Popmech.ru), и даже выходил в финал премии «Просветитель».
От книг с подобным названием обычно ожидаешь какого-то патриотического угара, в процессе которого автор доказывает, что все было изобретено в России, но поскольку «англичанка» все время гадила, суетясь с патентами, то как бы и не все.
Тим Скоренко предлагает совсем другой подход: «У этой книги две задачи: первая – рассказать об изобретениях, сделанных в разное время нашими соотечественниками, максимально объективно, не приуменьшая и не преувеличивая их заслуг; вторая – развеять многочисленные мифы и исторические фальсификации, связанные с историей изобретательства».
Именно так заявлено в аннотации к книге, и это полностью соответствует содержанию. Пятисотстраничный труд очень хорошо организован и проиллюстрирован. Простой хронологический принцип позволяет спокойно и вдумчиво рассказать о движении русской изобретательной мысли на протяжении двух веков, а также затронуть спорные вопросы первенства в изобретении радио, лампы накаливания, миномета, парашюта, автомата, баяна, тачанки и многого другого.
Причем Скоренко прекрасно понимает, что научно-технический прогресс неотделим от социального. И если России в начале ХХ века удалось нагнать Европу технологически, то это произошло скорее вопреки, а не благодаря политическому режиму.
Оценивая вклад русской изобретательской школы в мировую, автор помещает ее «в десятку» самых передовых стран, замечая, что в какие-то моменты истории Россия находилась на пике научно-технического прогресса и входила «в пятерку», хотя, конечно, никогда не числилась в лидерах. Трудно соревноваться с государствами, которые ввели патентное право на 200–400 лет раньше. Именно в несовершенстве отечественного патентного права Скоренко видит причину того, что Россия не смогла выбиться хотя бы в тройку призеров.
Мало того, что авторское право было введено в нашем отечестве довольно поздно, только в 1812-м был подписан Манифест о привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах, то есть первый русский патентный закон. Англия имела такой закон, но более совершенный, уже сто лет. Причем патенты в России были очень дорогими, а наши инженеры и изобретатели – не очень хорошими бизнесменами.
Но, тем не менее, нам есть чем гордиться. Ледокол, шатровое перекрытие, русские горки, токарные станки, пароходные лопасти, технологии получения сухого молока, усовершенствованный телеграф и сейсмограф, разборный пчелиный улей, аэросани, отопительная батарея, гибкая фотопленка, электрическая сварка, офсетная печать, пенный огнетушитель и так далее.