Пожарам – нет!
Прошлая неделя стала трагичной для двух семей Иркутской области. В Свирске на пожаре в частном доме погибли трое малышей, а в садоводстве под Ангарском огонь унес жизни двоих ребятишек. Главная причина обоих ЧП – халатность родителей, оставивших детей без присмотра.
На месте трагедии
До сих пор при въезде на улицу Радищева в микрорайоне Свирска явственно ощущается запах гари. Окна дома под номером 54 заколочены досками, ворота заперты на засов, а над сгоревшей крышей возвышается остов печной трубы. Теперь здесь тишина, только запорошенные снегом забытые игрушки да детские каракули на заборе еще напоминают о том, что несколько дней назад здесь жила многодетная семья. Увидев журналистов, к дому подтягиваются соседи.
– До сих пор в себя прийти не можем, настоящий ужас, – сквозь слезы делится соседка Тамара Земляная. – Мы с мужем только отобедали, бежит сын: «Мама, у соседей дом горит!» Прибегаем – уже полыхает вовсю – дом-то шлаколитый.
– Я пошел кормить телят, услышал, щелкает что-то, – рассказывает еще один сосед Николай Леушкин. – Думал, петарды, а это шифер стрелял. Когда я подбежал, внутрь уже никак залезть нельзя было. Там потолок в середке прогорел. Заглянул в комнату, все в дыму. Видно давно горело, часов с пяти, а увидели мы огонь в начале восьмого.
Соседи и вызвали МЧС. Когда основное пламя кое-как сбили, пожарные, кинувшиеся внутрь, увидели страшную картину: у одной стены на полу лежало скрюченное обгоревшее тельце одного ребенка, у противоположной стороны – другого. Останки третьего малыша искали еще долго. С трудом разыскали и родителей погибших ребятишек. Они, в отличие от несчастных детей, оказались живы, правда, в невменяемом состоянии – гуляли у знакомых на соседней улице.
– Они вообще непутевые были, – вспоминает Владимир Земляной. – Мы с ними не очень-то общались. Двойняшки все лето на заборе голышом провисели, а старший Илюшка бегал по улице с раннего утра и до темна – кормила она их или нет, не знаю. А младшего вообще не видно было, он у них не разговаривал.
– И она пила, и он, – поддакивает мужу супруга. – Он-то хоть работал, а она целыми днями гуляла. И в этот раз еще поутру в гости упылила, а он с работы прямиком ее разыскивать кинулся. И старшего с собой взял. Не взял – и тот бы сгорел. Когда нашли их, они мало что соображали.
– Свет у них за долги еще летом отключили, так они кого-то наняли и снова провода присоединили, – объясняет Николай Леушкин. – А в сентябре энергонадзор им снова все пообрезал.
Двум погибшим близнецам – Кириллу и Тихону – было по три годика, их брату Алеше – два. Семья перебралась в Свирск относительно недавно из Нижнеудинского района. Отец работал на пилораме, мать сидела дома.
Как рассказал мэр Свирска Владимир Орноев, дом купили на средства материнского капитала, при этом он был мало приспособлен для проживания многодетной семьи – печь находилась прямо у входа. Именно от нее, вероятно, и начался пожар – над печкой висело белье.
Сразу после трагедии администрация Свирска поместила старшего ребенка в центр помощи детям, а горе-родителям городские власти предоставили жилье.
Между тем за прошлую неделю это не первая гибель детей на пожаре. В минувшую среду в садоводстве под Ангарском при возгорании частного дома погибли еще двое детей и их отец. Малышам было два и четыре года. Их мать в это время находилась на работе, а погибший папаша, как утверждают очевидцы, был в тот вечер мертвецки пьян.
Разбор «полетов»
Произошедшие трагедии стали поводом для экстренного заседания КЧС под председательством первого заместителя губернатора – председателя правительства Руслана Болотова.
– Нам необходимо выработать механизмы, чтобы максимально снизить риски гибели детей на пожарах и предотвращать ситуации, которые, к сожалению, уже не единичны, – подчеркнул он.
По информации начальника главного управления МЧС России по Иркутской области Валентина Нелюбова, за последнее время это уже второй случай в Свирске, когда на пожаре гибнут дети, 30 сентября жертвой огня стали два малолетних ребенка. Всего же с начала года в регионе произошло 11 пожаров с гибелью трех и более людей. Они унесли жизни 41 человека, в том числе 15 детей.
Министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов предложил создать в регионе единую автоматизированную информационную базу данных, аккумулирующую в себе сведения обо всех семьях, состоящих на учете, и проводимой в отношении таких семей работы. Сегодня, по его словам, подобная уже внедрена в ряде субъектов РФ, ее стоимость составляет 1,5 млн рублей.
Зампред правительства Валентина Вобликова подчеркнула, что еще в 2015 году органами опеки и попечительства было выдано предписание о лишении матери погибших детей в Свирске родительских прав, однако Свердловский суд Иркутска – мамаша на тот момент проживала в областном центре – не поддержал это решение. По мнению зампреда, проверки семей, находящихся в социально опасном положении, специалистами системы профилактики не должны носить формальный характер.
– На самом деле в Свирске достаточно серьезно поставлена работа и порядок межведомственного взаимодействия, который у нас несколько лет отрабатывался. 25 октября при рассмотрении итогов профилактической работы в отношении семьи, в которой в минувшую пятницу погибли трое ребятишек, был переназначен ответственный субъект профилактики. И уже на следующий день они провели проверку совместно с инспектором по делам несовершеннолетних, Центром помощи детям. Была дана оценка, составлены акты. Но элементарно никто не отметил, что уже с 11 сентября в доме за неуплату отключена электроэнергия. Такие вещи в обязательном порядке должны оцениваться, – отметила Валентина Вобликова.
По мнению Владимира Орноева, необходимо, чтобы следственные органы обращали пристальное внимание на сделки, совершаемые за материнский капитал.
– Кто разрешил вселять многодетную семью в такой неприспособленный дом и выписывать несовершеннолетних детей из квартиры в Нижнеудинске – вот в чем большой вопрос, – убежден градоначальник.
Среди решений, принятых на заседании областной КЧС, – поручение минсоцразвития региона подготовить предложения по оборудованию мест проживания социально неадаптированных граждан автономными пожарными извещателями. Как добавил Владимир Орноев, всего в Свирске проживает 33 социально неблагополучные семьи. Во всех их домах до конца года будет установлено подобное оборудование, приобретут которое на средства местного бюджета.