Прощай, вторая смена
Темой правительственного часа, включенного в повестку 55-й сессии Законодательного Собрания, стала областная программа по созданию новых мест в школах.
Поводом для создания этой программы, действующей с прошлого года, стал указ президента о переводе российских школ к 2025 году на односменное обучение. Задача для Иркутской области непростая. По информации областного министра образования Валентины Перегудовой, численность детей, обучающихся во вторую смену, на конец 2016 года составила 61 тыс. В текущем учебном году она снизилась лишь на тысячу. Еще одна тревожная цифра: количество школьников, обучающихся в зданиях, требующих капремонта или реконструкции, составляет 71 тыс. человек.
Исполнение программы ведется по двум направлениям: строительство новых школ по типовым проектам и модернизация старых. Их перечень формируется на основании рейтинга. Для этого муниципальные образования, нуждающиеся в строительстве новых или ремонте старых школ, предоставляют заявки в министерство образования. Оно ведет отбор по таким критериям, как число учащихся, обучающихся во вторую смену (оно должно быть не менее 30% от общей численности), уровень технического износа здания, прирост рождаемости в населенном пункте и т.д.
Министр напомнила, что заявки принимаются независимо от готовности проектно-сметной документации. В основу оценки закладывается потребность в строительстве или капремонте. Распределение же средств областного бюджета осуществляет министерство строительства на основании рейтинга и выделенных лимитов.
В 2016 году с помощью программы было создано 6,2 тыс. дополнительных мест в школах области. Основным достижением стало строительство школы на 1275 мест в иркутском микрорайоне Ново-Ленино, финансирование которого осуществлялось за счет федерального и областного бюджетов в объеме почти 700 млн рублей.
На 2017 год запланировано создание более 7 тыс. новых учебных мест. Из них треть – за счет строительства новых школ. В настоящее время на основе софинансирования с федеральным бюджетом ведется строительство школы на 1275 мест в поселке Молодежный Иркутского района. Выделено 478 млн рублей на строительство школы в поселке Китой. Примерно такая же сумма поступит из федерального бюджета на возведение школы в Академгородке.
В 2018 году планируется открыть новые школы в поселке Горячий Ключ Иркутского района, в поселке Новочунка Чунского района и в поселке Молодежный.
В ходе обсуждения депутат Андрей Микуляк попросил уточнить, когда же все-таки завершится эпопея со школой в Атагае Нижнеудинского района. Судьба у нее весьма печальная: подрядчик, начавший ее возведение, оказался несостоятельным, контракт с ним был разорван, началась долгая судебная тяжба по возмещению убытков. И пока она длилась, недостроенное здание стояло заброшенным, приходя в упадок.
– Отвечая на наш депутатский запрос, представители минстроя пообещали запустить ее в будущем году. Это реальный срок?
Как пояснила министр, сейчас проводится обследование законсервированного здания, и по его итогам подготовится проект усиления фундамента и несущих конструкций. Скорее всего, школа будет введена в эксплуатацию к 1 сентября 2019 года.
А не встанут ли на пути односменного обучения санитарные нормы, ограничивающие численность учеников в классе, поинтересовался депутат Сергей Бренюк. Действительно, согласилась министр, до недавнего времени санитарные правила были жесткими – 25 учеников и ни одного свыше. Сейчас законодательство разрешает увеличивать численность, если это позволяет сделать площадь классной комнаты.
Заместитель председателя комитета по собственности и экономической политике ЗС Дмитрий Ершов предложил составить план на 10 лет вперед по обеспечению районов области школами, чтобы муниципальным образованиям было заранее известно, к какому времени подготовить проектно-сметную документацию и в каком размере заложить финансирование строительства.
Заместитель областного прокурора Андрей Некрасов обратил внимание на существующий ныне разнобой в учебном процессе: в одной школе пятидневка, в другой – шестидневка.
– В субботу, как правило, проводится два урока. Неужели их нельзя передвинуть на другие дни недели?
Как объяснила Валентина Перегудова, продолжительность учебной недели зависит от того, по какому учебному плану ведется обучение. Министерство разослало рекомендательные письма о переходе на пятидневку, но, согласно закону об образовании, принять решение вправе только само муниципальное образовательное учреждение.
Ответ не удовлетворил Андрея Некрасова. По его мнению, министерство кроме исполнения формальных полномочий должно вырабатывать и более твердо проводить в жизнь свою политику. Было бы целесообразно собрать директоров школ и выяснить причины, мешающие переходу на пятидневную учебную неделю.
Депутат Владимир Чеботарев считает, что рейтинг должен утверждаться не одним министерством образования, но выноситься на заседание правительства с привлечением профильного комитета ЗС и администрации муниципалитетов. Сегодняшняя потребность в учебных местах много выше, чем предусматривается областной программой. Особенно в Иркутске и Иркутском районе, где дефицит мест приближается к 40 тыс.
– А в областном бюджете не предусмотрены средства на строительство новых школ в Иркутске, хотя уже к 2020 году на односменный режим должны перейти первые-четвертые и девятые-одиннадцатые классы.
Валентина Перегудова заверила, что задача будет выполнена. По предварительным данным, Иркутской области в 2018 году будет выделено 1,4 млрд рублей на расширение сети образовательных учреждений. Они пойдут на строительство двух школ, каждая из которых рассчитана на 1275 учащихся.
Как подчеркнул председатель Законодательного Собрания Сергей Брилка, в деле создания новых учебных мест нужно двигаться системно:
– Мы должны вместе с правительством садиться и планировать. И согласно этим планам координировать бюджетные расходы.
С ним согласен и председатель областного правительства Руслан Болотов:
– Все наши действия мы должны согласовывать с муниципалитетами. Благодаря совместным действиям с нашими представителями в Совете Федерации и Госдуме область получила значительную федеральную помощь. Наша задача – разумно распорядиться имеющимися ресурсами.
Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова предложила организовать рабочую группу по созданию дорожной карты, которая бы учитывала потребность муниципалитетов в общеобразовательных учреждениях, упростила бы выделение земель под строительство школ, разработала систему комплексной застройки новых микрорайонов на основе типового проектирования и обеспечила доступность в учебные заведения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.