«Дом актера» в ожидании реставрации
Дом на Хасановском переулке, 1 в Иркутске, больше известный как Дом актера, в этом году отмечает 120-летний юбилей. Почтенный возраст не позволяет некогда роскошному особняку Бутиных блистать во всей красе. Недавно областной Центр по сохранению историко-культурного наследия объявил о сборе предложений для разработки проекта его реставрации. Мы решили вспомнить, как складывалась судьба одного из самых примечательных домов Иркутска.
Уникальный проект
Деревянный особняк Бутина возводили в два этапа – в 1897 году по проекту городского архитектора А.И. Кузнецова было начато строительство одноэтажного деревянного дома со сложным объемно-планировочным решением и богатым декором фасадов. Позднее к нему были добавлены пристрой, дворовая галерея и веранда. Последние до нашего времени не сохранились. Галерея была утрачена в 1920-х годах, чуть позже разрушили и веранду.
Кирпичная галерея соединяла особняк с винным подвалом. Сегодня здесь располагается ресторан. Особняк окружала ажурная металлическая ограда на каменном основании. В этом же стиле были выполнены металлические въездные ворота на каменных столбах. Дом Бутина имеет сложную композицию. Его фасады выполнены с использованием стилей классицизма и ренессанса, украшены тонко проработанным лепным декором. Каков был дом внутри, мы вряд ли узнаем, первоначальная планировка и отделка интерьеров здания не сохранились. Этот комплекс является одним из немногочисленных примеров построек жилых домов по профессиональным проектам, редкой городской постройкой архитектора А.И. Кузнецова из дерева. Другие строения Кузнецова выполнены в камне – двухэтажное каменное здание больницы для хроников в Глазковском предместье (теперь – корпус санатория «Ангара»), трехэтажное каменное здание инженера Никитина (ул. Литвинова, 1), одноэтажное каменное здание аптеки Писаревского (ул. Дзержинского, 34).
Особняк Бутиных не мог быть рядовым строением еще и потому, что его владелец, промышленник Михаил Бутин – человек неординарный. Купец и меценат был родом из Нерчинска, занимался винокурением и продажей спиртного, был владельцем металлургических заводов и строил пароходы. Михаил Бутин занимался добычей золота и прослыл коллекционером и покровителем искусств.
Бутин умер в 1907 году. Свой особняк он завещал супруге. Затем в доме располагались различные организации: до 1920 года «Клуб солдат-интернационалистов», в 1920–1928 годах – окружной совет физкультуры. С 1928 года здание передали коммунхозу, там разместили квартиры. С 1954 года они находились в ведении Иркутского гарнизона.
Попал в кадр
Марина Флоренсова, заслуженный врач России, жила в одной из квартир особняка Бутиных.
– Ее получил Демидов Василий Иванович, мой демобилизованный дед по линии матери, который был полковником в отставке, – вспоминает она. – В 1951 году в этом доме родилась я, а в 1974-м – мой старший сын. Таким образом, в доме на Хасановском жили четыре поколения семьи Флоренсовых.
Никаких кладов или других напоминаний о том, что дом принадлежал купцам, Марина Вадимовна не находила. Разве что ее всегда потрясала высота потоков, да необычные окна, которые не открывались и были сделаны из какого-то специального стекла. В доме располагалось около 10 квартир, отопление сначала было печное, а потом поставили батареи и провели канализацию.
Одним из самых ярких воспоминаний, связанным с домом, стали съемки фильма «Звезда пленительного счастья». Это фильм о судьбе декабриста Анненкова, роль которого исполнил Игорь Костолевский. В центре сюжета – Екатерина Трубецкая (Ирина Купченко) и Мария Волконская (Наталья Бондарчук) и их борьба за право ехать к своим мужьям в Сибирь.
– Однажды утром мы проснулись и увидели, что за окном льет дождь. Потом выяснилось, что наш дом моют, поливая из пожарных машин, предварительно обсыпав его порошком. Так дом готовили к съемкам, – продолжает Марина Флоренсова. – Весной 1974 года приехала съемочная группа, из актерского состава была только Ирина Купченко. Нас попросили освободить центральный вход дома, он был заколочен и использовался как место для хранения вещей, бочек с разносолами, банок с брусникой и другими припасами. По сценарию княгиня Трубецкая выбегает как раз оттуда. Этот коридор относился к нашей квартире, как и центральный вход со стороны решетки. За один день мы все спешно освободили. Еще вспоминается случай, когда Ирина Купченко, выбегая из дома, цепляется шалью за массивный крючок, который висит на стене. Дубль за дублем переснимали эту сцену, но она так и вошла в фильм, шаль осталась висеть на крючке. Нас просили снять крючок, но мы не смогли.
Съемки «Звезды пленительного счастья» в Иркутске проходили весной, снег уже растаял. Его привозили на машинах, а в торце дома повесили знак «проезд запрещен», чтобы никто не мешал съемочному процессу.
Марина Флоренсова в детстве очень часто ходила в театр с бабушкой. Благодаря театру она познакомилась со своим мужем, они вместе играли в театре студенческих миниатюр.
– В августе 1976 года нам сообщили, что завтра мы должны выехать из своих квартир, так как здание передают под Дом актера. Взамен жильцам дали квартиры в строящихся районах – Юбилейном и Солнечном. Переезд напоминал стремительную эвакуацию, успеть нужно было за один день, – говорит она.
Театральный дух
В 1977 году была произведена реконструкция дома, интерьеры перепланированы, особняк передали Всероссийскому театральному обществу. 24 марта 1980 года Иркутский Дом актера гостеприимно распахнул двери для актерской братии, представителей творческой интеллигенции и всех любителей искусств.
С тех пор началась иная страница в биографии дома. В Доме актера проходили встречи с представителями кино и театра. Здесь бывали Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Игорь Владимиров, Галина Волчек, Вениамин Смехов. Проходили творческие встречи с актерами Евгением Леоновым, Олегом Янковским, Сергеем Юрским, Александром Калягиным; с известными литераторами: Булатом Окуджавой, Натаном Эйдманом, Андреем Битовым, Евгением Евтушенко. В Доме актера пели Елена Камбурова и Александр Градский, выступали скрипачи Большого театра.
Здесь работало знаменитое кафе – место встречи иркутских театралов, художников и журналистов. Традиционно с размахом отмечался старый Новый год, на это мероприятие готовили капустники, розыгрыши, театральные марафоны. Здесь ставили свои спектакли режиссеры Вячеслав Кокорин, Сергей Болдырев, Иван Вырыпаев.
Сегодня в Доме актера по-прежнему кипит театральная жизнь, здесь бережно хранят историю и ждут перемен.