Гравий вместо рыбы
Под видом рыборазводных прудов в Прибайкалье незаконно добывают ПГС
Очередной способ вне закона добывать песчано-гравийную смесь используют недобросовестные недропользователи. Они берут участки в аренду якобы для обустройства рыборазводных прудов. Для этого им не приходится согласовывать проекты и проходить сложные экспертизы. А природные ландшафты, где арендаторы выкапывают ложа водоемов, превращаются в очаги экологического бедствия. Именно таким стала водоохранная зона реки Ушаковки в поселке Дзержинск Иркутского района. Там копатели ПГС еще и перекрыли русло мелиоративного канала, превращенного теперь в свалку. В ситуации сейчас разбирается прокуратура.
Танцы с бубнами
«Частная территория. Проезд запрещен» – кроме этой надписи на строительном вагончике ничто и никто не препятствует сегодня проезжающим к карьеру. Ни техники, ни рабочих, ни владельцев этой компактной производственной площадки сегодня не наблюдается. Хотя, по заверениям жителей Дзержинска, еще накануне здесь было шумно.
– Вывозят машины гравий постоянно. Обычно навстречу мне едут утром, когда я телку на выпас выгоняю. Один нас прямо с телкой чуть не сбил, – сетует пенсионерка Татьяна Плотникова. – Так эти КамАЗы еще норовят друг друга перегнать. Машины еле вписываются в наш переулок. Такая пыляка стоит, даже окно не открыть. А как разрыли все сильно, и коров в этих кучах не найдешь.
У вагончиков появляется легковушка. Сотрудник полиции опрашивает водителя. Тот, видя солидную прокурорскую комиссию, спешит оправдаться. Якобы хозяев не знает, а приехал сюда забрать свою робу.
– А что вы тут в робе делали? – звучит вопрос визитеру.
– Шаманам помогал обряд проводить.
– Что в вагончиках есть, кроме вашей робы?
– Как что? Бубны шаманские… Но показать не могу. Ключей у меня нет.
Автовладелец, судя по всему, мог выдвинуть еще немало экзотических версий относительно содержимого вагончиков. Будь там хоть гиперболоид инженера Гарина – уточнить это в тот момент не представлялось возможным. Оставив добровольного помощника неведомых шаманов из Дзержинска далее общаться с полицией на тему танцев с бубнами, направляемся в сторону карьера, фигурирующего в документах арендатора как рыборазводной пруд.
Инопланетные пейзажи Ушаковки
Дорогу от промбазы до водоема-новодела проходим по следам тяжелой техники. Расстаралась она изрядно, судя по заваленному землей мелиоративному каналу. Во времена оны тут орошала поля ирригационная система. Сейчас она завалена мусором. В основном строительным, как говорят очевидцы, привезенным из города.
Дзержинцы ранее предупреждали нас, что подъезд к карьеру могут охранять собаки. Их туда выпустили после того, как чрезмерно любопытные и встревоженные местные жители стали фотографировать технику с гравием. Но псов не наблюдалось. Может, убежали отобедать на одну из помоек, которых здесь теперь предостаточно. А вот рыбой из пруда вряд ли разживешься.
– Когда нам говорили про какое-то разведение рыбы, смешно было. В карьере рыбы нет. Туда пацаны карасиков запустили, и все на этом. В прошлом году было затопление, дожди сильные шли и все смыло. А в итоге реки нет. Ведь если берешь в одном месте, где-то убавится. Любой водоем имеет подземное и надземное русло. Если копнул, ключом уйдет река. Рыбе негде подниматься на нерест. А ведь в детстве мы налимов кололи здесь, на Ушаковке, – рассказывает житель Дзержинска Сергей Малышевский.
Подобные комментарии мы слышали практически от всех встреченных дзержинцев. Когда на краю поселка начали рыть котлован, а потом оттуда поползли большегрузы с гравием, люди решили жаловаться в разные инстанции. Собрали несколько сотен подписей. Какие-то чиновники, говорят, приезжали, даже вроде как оштрафовали владельцев машин, вывозивших ПГС. Но арендатор участка как был, так и остался на своем месте. А вокруг карьера марсианскими горами разрастались кучи грунта.
Мнение прокурора
– Нужно отметить, что плодородный слой почвы хаотично сгуртован по периметру карьера без какой-либо логики. В последующем его очень тяжело использовать для рекультивации этого карьера. Добыча песчано-гравийной смеси на нем не была налажена в соответствии с требованиями закона и правилами техники безопасности. Со слов местных жителей, в карьере купаются дети, здесь работает техника, не исключены обвалы грунта. То есть появился техногенный объект, который представляет большую опасность как для людей, так и для техники, – уверен Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Калинин.
Вместе с прокурором на место выехали представители Россельхознадзора, Росреестра, Росприроднадзора. По факту здесь имеется целый спектр экологических нарушений. Разбираться придется со многим. Начиная от предоставления участка в аренду районной администрацией. Любопытно, на какие стройки вывозилась с окраины Дзержинска песчано-гравийная смесь: послушаешь местных, так не на один громкий коррупционный скандал материала может хватить. Ну и опять же, кто-то должен нести ответственность за испорченные мелиоративные сооружения.
– Земельный участок предоставлен в аренду для разведения рыбы. Но ни органы местного самоуправления, ни контрольно-надзорные структуры не обеспечили надлежащий контроль над его использованием. В результате вместо разведения рыбы и строительства пруда здесь производится добыча песчано-гравийной смеси, уничтожение плодородного слоя почвы. По предварительным расчетам, ущерб будет существенный, что, безусловно, повлечет возбуждение уголовного дела в связи с уничтожением почвы в таких крупных масштабах, – продолжает Алексей Калинин.
Проекты строительства прудов
– На самом деле в сфере добычи ПГС в последнее время стали больше наводить порядок. Мы работали совместно с управлением Росприроднадзора, подразделением БЭП полиции, которые много фактов выявляли.
В итоге незаконные добытчики стали работать по другой схеме, под видом строительства рыборазводных прудов. Подобные факты прокуратура в последнее время выявляла, в частности, около станции Батарейная, в Тайшетском районе, – в свою очередь отмечает заместитель Западно-Байкальского прокурора Станислав Окульский.
Кроме вмешательства правоохранительных органов, влияют на ситуацию и официальные владельцы лицензий на добычу ПГС, которые стараются следить за порядком в отрасли. Им невыгодно, чтобы под носом рылись и создавали проблемы нелегалы, которые начинают искать обходные пути для незаконного бизнеса. И способствует этому несовершенство законодательства. Практически никаких нормативов по согласованию проектов создания рыборазводных прудов нет: как они должны выглядеть, каких размеров, на какую глубину можно рыть – не определено.
Участки берутся в аренду на несколько десятилетий вперед, а приводить земли в порядок нужно по окончании проведения работ. В федеральном законе «О недрах» ответов на эти вопросы не найти.
Пока же доброхоты, добывающие гравий под маской рыборазведения, даже не проходят экологическую экспертизу своих проектов, включая все этапы строительства.
В итоге получается несправедливая ситуация. Например, когда на Байкальской природной территории (БПТ) нужно построить детскую спортивную площадку – просто уложить асфальт и установить баскетбольные кольца, – в этом случае обязательно требуется пройти государственную экологическую экспертизу. Дело это хлопотное и не копеечное.
А вот копатели прудов, реально меняющих экосистемы, обходятся без треволнений даже на таких входящих в БПТ местностях, как Дзержинск.