Обыкновенное чудо
У каждого человека свой путь к Богу. Кто-то приходит в храм через скорбь и потерю близкого человека, кому-то Господь открывается в научных исследованиях Вселенной, а у некоторых случаются в жизни настоящие чудеса. Подобные происходили и у настоятеля Куйтунского храма Всех Сибирских Святых иерея Игоря Кочкина, когда он только начинал свой путь священнослужителя.
Знаки судьбы
– Самый первый случай, заставивший меня задуматься о Боге, произошел, когда мне было лет пять, – вспоминает отец Игорь. – Я подошел к маме с вопросом: зачем человеку сердце? Пока оно бьется, человек живет, – ответила она. Я испугался: а вдруг оно остановится? Что со мной будет? Ты умрешь, – ответила мама. Я удивился: зачем же человек рождается, если через какое-то время все равно умрет? Наверное, он не может просто исчезнуть, и в тайне стал верить, что наверняка есть что-то еще, кроме земной жизни.
Впрочем, вскоре подобные страхи были забыты. О смерти в детстве мало кто задумывается всерьез. После школы Игорь стал студентом Иркутского авиационного техникума. Его родители работали на авиационном заводе, поэтому для юноши выбор профессии был заранее предопределен. Кстати, учился он в школе № 49, известной сегодня тем, что из ее стен вышло несколько священнослужителей: отец Феофан – протоиерей храма апостолов Петра и Павла в Куяде, отец Игорь Толстиков – настоятель Рождественского храма в Иркутске и его брат – настоятель Тихвинского храма Божией Матери.
Еще в его жизни была служба в армии – в десантно-штурмовой бригаде во Владивостоке, где Игорь дослужился до заместителя командира взвода и получил предложение остаться на сверхсрочную службу. Тогда он всерьез об этом подумывал, тем более, что отец в прошлом был офицером. Однако болезнь матери перечеркнула честолюбивые планы юноши. Пришлось вернуться в Иркутск и пойти работать на авиационный завод фрезеровщиком, чтобы помочь родителям. В 1990-е годы, как большинству российских семей, им приходилось выживать. Игорь трудился на нескольких работах, пробовал заниматься бизнесом, но «воровать, как некоторые знакомые», не пошел. Уберегла его от неблаговидных поступков заинтересованность православием. Вместе со своим другом, нынешним отцом Феофаном, они ушли на приход к отцу Калиннику – настоятелю Михаило-Архангельской церкви, где несколько лет проработали сторожами и кочегарами. Ночами читали литературу, спорили до хрипоты о жизни, а днем участвовали в службах, встречались с монахами, приезжавшими в гости к настоятелю из разных уголков России.
– Когда я работал трудником, меня все время спрашивали: что заставило тебя идти на эти нищие деньги? – улыбаясь, рассказывает отец Игорь. – Я тогда работал сутки через трое, а платили мне 1 тыс. рублей в месяц, тогда как на авиазаводе специалисты моего профиля получали по 7–8 тыс. К тому же на тот момент я уже был женат. Марина работала в школе и зарабатывала втрое больше меня. Но мы прошли этот путь радостно. Господь говорит: ищите прежде царствия небесного правды вовсе, остальное приложится. Эта истина была нами испытана на себе. Если тебе что-то на самом деле надо, Господь всегда даст и восполнит. Мы никогда ни в чем не нуждались, не чувствовали себя обездоленными и ущемленными, а были счастливыми. Вспомните, чем в то время занимались в стране? Убийства, грабежи, какие-то захваты… А мы были в храме. Нам было достаточно общения тех добрых людей, которые нас окружали, и это помогло не только сохранить себя и не погибнуть, но и избежать стяжательства.
Серьезное испытание
Вскоре к тяжелой болезни матери в семье добавилось новое горе. У Марины случился инсульт. Настолько серьезный, что молодая женщина оказалась полностью парализованной: не могла ни ходить, ни разговаривать, никого не узнавала, кроме мужа. От нее отказались врачи, пророча, что Марина никогда не вернется к нормальной жизни, а родные и знакомые принялись обрабатывать супруга: зачем тебе, молодому мужику, инвалид? Брось, развяжи себе руки, все равно никакой пользы от нее не будет!
– Для меня это было серьезное испытание, – признается священнослужитель. – Единственный, кто помог мне морально, был отец Калинник. Именно он посоветовал приводить жену в храм. Я привозил ее ежедневно, усаживал на скамеечку, а сам молился. И представляете: через год она полностью исцелилась! Вернулась к педагогической работе, даже защитила 12-й разряд!
Вторым настоящим чудом стало рождение сына. Произошло это через 16 лет совместной жизни, когда были испробованы все медицинские лечения, курорты и народные средства. Здоровый мальчик появился у женщины, пережившей инсульт и многочисленные операции. А вскоре онкология отступила и от матери отца Игоря. Врачи, установив, наконец, диагноз, прогнозировали ей не более двух месяцев жизни, но сегодня с момента их предсказаний минуло уже 18 лет.
– Конечно, все случившееся – никакие не чудеса, а Промысел Божий, – уверен священнослужитель. – Верующие люди чудесам не удивляются, для нас это норма жизни. Мы же прекрасно понимаем, кому мы служим, и кто их посылает. Господь помогает и промышляет, Святые… Все реально, все существует, все даже осязаемо, а не просто на уровне мысли. И воздается каждому по вере его.
Первый камень
К моменту рождения сына отца Игоря уже рукоположили в сан. Сначала он служил дьяконом в Байкальске, а в 2008 году был направлен настоятелем храма Всех Сибирских Святых в Куйтун. В первое время, когда молебны проводились в старом здании, прихожан на службах было очень мало: всего несколько старушек. Озадачившийся настоятель стал интересоваться: почему так мало людей? Может, батюшка не устраивает? В Байкальске даже в будние дни храм всегда был полон и детьми, и взрослыми. Кто-то отвечал, что не может ходить в церковь, потому что не воспринимает ее таковой – когда-то это здание было детским садом… Сообща пришли к необходимости строительства настоящего храма.
– Я приехал в Куйтун в августе 2008 года, переговорил с районными властями, – рассказывает отец Игорь. – Общими усилиями стали привлекать к благому делу предпринимателей, выбрали площадку, определились с проектом. Его предложила послушница отца Калинника – Галина Степановна Русакова, архитектор по образованию. По ее проектам были построены храмы в поселках Большой Луг, Смоленщина, Еланцы, Аршан, Усть-Орда.
Первый камень будущего храма заложили в 2009 году, а спустя всего два года строительство здания было полностью завершено, начались отделочные работы. 12 апреля 2015 года, в Светлое Христово Воскресение, в новом храме было совершено первое богослужение.
Одновременно с церковью велось строительство целого комплекса: дома священника, гаража, котельной, дровяника, столярной мастерской и воскресной школы. Предварительная стоимость проекта составляла 16 млн рублей, но значительно удешевить работу помог местный пиломатериал. Действительно дорого, объясняет отец Игорь, обошлась покупка колоколов и семи золоченых куполов.
Храм, как с пасхальной открытки
Сегодня все работы в храме и во дворе уже закончены. Снаружи он, как картинка с пасхальной открытки: ладный, аккуратный, воздушный. Окна – с удивительными витражами ручной работы в виде виноградной лозы, двери и наличники обрамлены деревянным кружевом, во дворе – множество цветочных клумб, мощеные тротуары, есть даже фонтан и небольшой водопад. Недавно появилась беседка – на каникулах поиграть в ней приходит множество детей. Зимой на территории комплекса обустраивают большую деревянную горку. Закрытая ограда и видеонаблюдение гарантируют ребятишкам полную безопасность. Неподалеку от центрального входа пару лет назад установили уличную сцену. На ней, говорит настоятель, уже два года подряд проводят яблочный и медовый спас. Приезжают работники культуры, выступают творческие коллективы, поют песни, танцуют. Прихожане расставляют столы для чаепитий, а еще проводят ярмарки меда и урожая. Каждый желающий может не только тот же мед купить, но и здесь же его освятить.
Алтарь храма Всех Сибирских Святых тоже не совсем обычен. Все иконы в нем именные. Каждую заказывали семьями, поэтому на всех с обратной стороны подписано, на чье пожертвование она приобретена. От желающих, утверждает отец Игорь, не было отбоя, поэтому к моменту открытия храма весь иконостас уже был заполнен.
Следующей осматриваем воскресную школу. Несмотря на то что внутри еще продолжается отделка, занятия уже ведутся. После службы, говорит священнослужитель, собираются до полусотни прихожан – и взрослые, и ребятишки. По завершению работ в двухэтажном помещении разместятся трапезная, библиотека, свечная лавка и купель для крещения. Небольшой бассейн, позволяющий погрузиться полностью в воду даже взрослому человеку, залит из бетона.
– Когда откроем школу официально, будем изучать Закон Божий, катехизис, поучения Святых отцов, – растолковывает настоятель. – Еще хотим построить теплый столярный цех, чтобы мальчики смогли овладеть плотницкими и столярными навыками, мастерством резьбы по дереву, а девочек будем учить вышивать иконы, в том числе из бисера, печь просфоры, готовить постную пищу, обучать вокалу…
Несмотря на то что храм Всех Сибирских Святых еще официально не освящен – Владыка намеревается провести обряд весной следующего года по окончании всех строительных работ, – он уже не может вместить всех желающих.
– В обычные дни к причастию приходят более полусотни человек, а на большие праздники приезжают со всего района, – с улыбкой констатирует настоятель. – На Троицу многие обиделись, что не могли войти внутрь, а когда начинали строить, некоторые возмущались: зачем нам церковь, когда детских садов не хватает, бассейна, спортзала нормального нет. Кто в нее будет ходить? Теперь отношения у людей другое. Я даже подумываю, а не начать ли возводить по бокам еще два пристроя…