Одним запретом омуль не вернешь
Восстановить рыбзаводы на Байкале и наладить их работу на полную мощность, вывести деятельность рыбоперерабатывающей отрасли в легальное русло, продолжить изъятие техники у браконьеров, решать проблему трудоустройства рыбаков адресно, провести подробные научные подсчеты байкальского рыбного стада, включая сига и хариуса. Все эти предложения звучали на III Открытом форуме при прокуратуре Иркутской области под названием «Запрет вылова омуля: баланс публичных и частных интересов». В мероприятии приняли участие исполняющий обязанности Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Сергей Зенков, зампред правительства региона Антон Логашов, представители профильных министерств, ученые, общественники.
Новый формат работы прокуратуры
Не только осуществлять надзор за исполнением законодательства, выявлять нарушения и наказывать виновных, но и совместно искать пути решения выявленных проблем – такую задачу ставит перед собой прокуратура. Для этого используются разные форматы, например, заседания Общественных советов при надзорном ведомстве. Еще более расширенный вариант – открытые форумы с привлечением различных заинтересованных сторон, от бизнеса и органов местного самоуправления до представителей науки и исполнительных органов власти региона. В этот раз прокуратура Иркутской области обратила внимание на тему, связанную с запретом добычи байкальского омуля.
– Мы стараемся подобрать темы, которые тревожат людей, органы власти, чтобы в процессе широкого обсуждения понять, где на сегодня проблема, каковы причины, как с ней бороться. В данном случае мы выбрали суперактуальную тему для нашего региона, для Бурятии. Мы хотим узнать разные мнения на этот счет, хочется понять, на самом ли деле есть серьезное напряжение для того, чтобы в работу государственных, муниципальных органов власти, в нашу надзорную работу внести необходимые коррективы. В итоге мы должны получить значимый результат, а не просто процессы движения, – обозначил главные векторы мероприятия заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов.
Колхозы для рыбаков
Об истории вопроса на встрече напомнила начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в социальной сфере прокуратуры Иркутской области Анна Минеева. Около 50 лет назад государство уже принимало решение о запрете добычи байкальского омуля, который действовал шесть лет. Для трудоустройства людей было создано три колхоза. В результате последующие поколения могли пользоваться этим биоресурсом. Но постоянный, интенсивный отлов омуля спровоцировал его катастрофическое снижение. По данным ученых, антропогенное воздействие привело к уменьшению численности вида, плодовитость его ухудшилась. Сложившаяся ситуация потребовала вмешательства президента страны, компетентным органам было поручено проработать вопрос об ограничении добычи байкальского омуля.
– Нам предстоит найти баланс между публичными и частными интересами, – отметила Анна Минеева. – С одной стороны, органы Росрыболовства, ОВД, ветнадзора, Роспотребнадзора, каждый в пределах своей компетенции должен обеспечить соблюдение запрета и прав потребителей. Вторая составляющая – комплекс мероприятий по увеличению эндемика, в том числе путем искусственного воспроизводства. Здесь вариантов масса. Это развитие аквакультуры, строительство заводов по разведению рыбы, компенсационные мероприятия по субъектам, наносящим вред окружающей среде. И третье – хозяйственная деятельность и трудоустройство граждан, в том числе в туристической сфере. И речь идет не только об официально трудоустроенных людях, но и тех, чьим единственным источником к существованию был вылов и реализация омуля лицам, которых никто не учитывал.
Анализ состояния законности, мониторинг СМИ, сети интернет сейчас не свидетельствует о социальном всплеске, вызванном незанятостью населения. В Центре занятости значительное количество свободных вакансий, но они остаются невостребованными. И это при том, что органами власти, местного самоуправления проводится определенная работа с населением, потенциальными работодателями. Жалоб от граждан не поступает.
Неучтенные рыбаки
Заместитель министра труда и занятости Иркутской области Сергей Гаврин рассказал, что ведомство отслеживает ситуацию на рынке труда в территориях, прилегающих к рыбопромысловым районам озера Байкал. Информации о планируемом увольнении работников предприятий рыбопромысловой сферы, о ликвидации предприятий, в том числе получивших рыбопромысловые участки озера Байкал, а также тех, у кого есть квоты на добычу там водных биологических ресурсов, в министерство не поступало. По сведениям, полученным по итогам встреч с населением, граждане, ранее осуществляющие добычу омуля, в настоящее время занимаются иными формами самозанятости. На этот счет свой комментарий дал старший научный сотрудник Лимнологического института СО РАН, ихтиолог Игорь Ханаев:
– Я лично знаю несколько семей в поселке МРС, которые занимались до недавнего времени выловом омуля. Молодежь покинула эти места, перебралась в город. Старшее поколение, к сожалению, находится дома, и мужчины спиваются. Это реальный факт.
Со своими данными ознакомила собравшихся председатель комитета по туризму Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири, член регионального штаба ОНФ Марина Григорьева. Она озвучила информацию с учетом предложений по альтернативному трудоустройству людей в туристической отрасли:
– В Иркутском районе 97 коллективных средств размещения, ни одной рыболовецкой бригады официально не зарегистрировано, то есть официально не трудоустроено ни одного рыбака в рыболовной отрасли. В Слюдянском районе зарегистрировано порядка 47 средств размещения, включая частные гостевые дома, в рыболовной отрасли было официально занято 17 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в целом в ней занято 320 человек. Порядка 80 человек заняты переработкой, продажей рыбы. По информации администрации, они не посчитали себя особо ущемленными в сегодняшней ситуации. Во-первых, в торговых точках, честно говоря, пелядь под маркой омуля продают давно, поскольку она дешевле в закупе, а выглядит одинаково. Туристов из других регионов обманывают. При общении с рыбаками часть из них заявила, что в туризм они не пойдут и считают, что в том же Байкальске ниша горнолыжного зимнего отдыха достаточно плотная. Часть людей открыто сказала, что как рыбачили, так и будут рыбачить, потому что детей надо растить.
Андрей Некрасов поинтересовался у замминистра труда области, есть ли хотя бы приблизительные данные о количестве людей, которые после запрета остаются без заработка. Вопрос этот сложный, поскольку далеко не все рыбаки были официально трудоустроены. На Байкале сфера рыбодобычи, как и переработки, мягко говоря, не прозрачна. По словам Сергея Гаврина, цифры корректировались. Например, если в начале года в Ольхонском районе говорилось о почти 150 рыбаках, непосредственно занятых омулевой рыбалкой, то сейчас, по данным опроса, речь идет о 63 гражданах.
– Мы запустили через муниципалитеты интересное анкетирование. У меня есть пример по деревне Сарма, где человек просто указывает в анкете, что не хочет обращаться за работой. У него есть свой заработок в виде личного хозяйства, а вылов омуля был дополнительным заработком. Мы готовы индивидуально работать с каждым человеком, который пострадает от запрета. И не можем людей, которые начали пить, насильно вести. Для проведения опроса привлечены администрации поселений. Министерством труда в соответствии с данными опросов будет организован индивидуальный подход к решению вопроса занятости граждан. Совместно с министерством экономического развития Иркутской области нами проработан вопрос о проведении обучения людей, ранее задействованных в сфере добычи и реализации омуля, основам предпринимательской деятельности. Мы можем оказать помощь в подготовке бизнес-планов и необходимого пакета документов в целях открытия собственного дела на базе Фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области».
Восстановить рыборазводные заводы
В работе форума принял участие исполняющий обязанности Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Сергей Зенков. Приказ о создании БМПП с 1 декабря подписал Генеральный прокурор РФ. Это решение поддержано президентом страны. На новое ведомство возлагаются серьезные надежды по защите священного моря и приведению нормативно-правовой базы байкальских регионов в порядок, координации работы контролирующих органов, действующих по всему Байкалу. Это касается и омулевой проблемы.
– В поручении президента РФ прямо говорится о возобновлении рыбных запасов, в том числе путем увеличения объемов искусственного воспроизводства. Ранее работали на Байкале несколько рыборазводных заводов. И их проектная мощность была четыре миллиарда икринок. Сейчас же выдается только 50 миллионов. Сегодня во всем мире говорят о товарном рыбоводстве, и его суммарный объем сейчас превышает объемы добываемой легально рыбы. А у нас принято использовать Байкал, как хочется. Но необходимо помочь ему выпустить больше рыбы, чтобы возобновить запасы. Раньше так и делалось. К тому же восстановление заводов позволит серьезно занять население, ведь там рабочих мест может быть очень много, если выйти на проектную мощность прежних лет. Это легальный труд, оплачиваемый – «белая» зарплата, социальный пакет и совершенно другое отношение к труду, нежели сегодня, когда ночью, тайком привез, украл, продал, заработал, – прокомментировал Сергей Зенков.
В свою очередь кандидат биологических наук, ранее несколько лет возглавлявший Востсибрыбцентр, Сергей Подрезов подтвердил, что мощности находящихся в Бурятии рыборазводных заводов (а именно в реках соседней республики нерестится омуль) загружены только на 5%. Восстановить омулевое стадо естественным путем не получится, ведь половой зрелости омуль в байкальской воде достигает к 10 годам. Поэтому необходима инвентаризация заводов и запуск их в полную силу. На это могут потребоваться серьезные средства.
Зампред регионального правительства Антон Логашов проинформировал, что многие мероприятия, в том числе по охране и воспроизводству водных биоресурсов, предусмотрены приоритетным проектом «Байкал: великое озеро великой страны». Общее финансирование его составляет 115 млрд рублей. Паспорт дорабатывается, участники форума могут направить свои предложения.
Тем временем, как доложил первый заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Александр Кириленко, в рамках этого проекта предусмотрено строительство рыбоводного пункта в устье реки Сарма в Ольхонском районе. Там планируется выпускать в Байкал около 2 млн штук подрощенной молоди омуля с действующих Бурдугузского и Бельского рыборазводных заводов. Первоначально пункт будет передвижным, затем поэтапно там должны появиться выростные пруды. Также для снижения промысловой нагрузки на Байкал правительство приняло меры для зарыбления байкальским омулем других водоемов. В Братское водохранилище выпущено 150 тыс. штук подрощенной молоди той рыбы. Кстати, в более теплых, чем в Байкале водах, омуль растет быстрее.
Кроме того, на озере сформированы рыбопромысловые участки. Рыболовецкие предприятия смогут на законных основаниях ловить разрешенные виды рыб, в том числе сига и хариуса. Правда, по информации ихтиологов, их запасы редеют еще сильнее омулевых. Поэтому в будущем году важно провести исследования по оценке реальных запасов рыбных ресурсов Байкала.
комментарий
Заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов:
– Произошла активизация работы по борьбе с браконьерами, и количество омуля, заходящего на нерест, увеличилось. Стало меньше варварского вылова. Важно, что тема социальной напряженности остро не звучит. В советское время пришлось три колхоза создать, чтобы рабочие места появились, и зарыбление проводилось. Занятость населения в легальной сфере, в том числе по заготовке омуля либо ниже нуля, либо близка к нему. Не все всерьез воспринимают запрет на вылов эндемика, и здесь правоохранительные органы должны заняться воспитанием людей. Также многие люди нелегально занимаются торговлей потому, что не знают, как это сделать официально. Людей пугает волокита с документами, встречи с чиновниками, чтобы стать легальным предпринимателем. Нужно сформировать пакет документов и предложить право выбора нелегальному бизнесмену – либо он в дальнейшем работает в рамках закона, либо ее прекращает
Онлайн-видеокамеры в местах отлова
Первые положительные результаты раннего ограничения добычи омуля уже есть. Руководитель Байкало-Ангарского территориального управления Росрыболовства Виталий Молоков рассказал, что на нерест в Селенгу в этом году зашло 550 тыс. производителей, в прошлом году их было 280 тыс. С целью предотвращения кражи омуля-производителя установлены онлайн-видеокамеры в местах отлова, проводилась смена инспекторов. В результате в 2017 году были достигнуты рекордные показатели отлова производителей – 13 тонн. В рамках борьбы с браконьерством в сотрудничестве с ФСБ впервые было возбуждено уголовное дело за скупку краденого омуля, подозреваемый находится под арестом. В ходе операции «Нерест» проведено 846 рейдов, что в два раза выше показателей 2016 года. Выявлено 508 нарушений законодательства, реально изъято 135 единиц техники – 25 лодочных моторов, 497 сетных орудий лова, более двух тонн рыбы.
Уже в феврале 2018 года срок годности добытого в эту путину байкальского эндемика неизбежно истечет. Весь омуль, который будут предлагать в торговых точках позднее автоматически считается вне закона – либо перележал, и ветеринарных документов на него нет, либо был пойман уже после запрета браконьерами. Ведь даже ту рыбу (не более 5 кг на человека), которую смогут легально удочкой со льда поймать рыбаки-любители, продавать они не имеют права.