Просчеты в исполнении областных программ
Формирование здорового образа жизни через спорт – этому принципу депутаты Заксобрания уделяют самое пристальное внимание. Насколько эффективно используются бюджетные средства, выделяемые на развитие спорта, исследовала областная Контрольно-счетная палата совместно с комиссией по контрольной деятельности под председательством Геннадия Нестеровича.
Спортивные стройки
Как сообщила аудитор КСП Юлия Махтина, на реализацию областной госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта» в течение восьми лет (с 2014 по 2020 год) предполагается потратить 5,6 млрд рублей, из которых почти 92% – это средства областного бюджета. Доля федеральной помощи довольно скромная – около 350 млн рублей.
За время действия программы построено и введено в эксплуатацию три физкультурно-оздоровительных комплекса (ФОКа) и идет оформление документов еще по двум. Начато строительство двух спортивно-оздоровительных комплексов, трех ФОКов и плавательного бассейна. Если в 2014 году на сооружение спортобъектов было выделено 273 млн рублей, то в текущем – в 2,5 раза больше.
С одной стороны, как отмечает аудитор, развивается массовый спорт, особенно с передачей в областную собственность бассейна «Солнечный», а с другой – ежегодно снижается финансирование программы по спорту высших достижений. За последние четыре года оно сократилось более чем на 10 млн рублей.
По мнению членов комиссии, необходимо медицинское сопровождение не только областных команд, но и муниципальных. Вице-спикер ЗС Кузьма Алдаров напомнил, что раньше в Усть-Ордынском Бурятском округе был свой диспансер, где спортсмены могли проходить обследование перед соревнованиями, сейчас для этого приходится ездить в Иркутск. Главный врач областного врачебно-физкультурного диспансера Дмитрий Губин предложил рассмотреть возможность организации выезда в округ бригады врачей.
Хотя на развитие адаптивного спорта в нынешнем году было выделено втрое больше средств по сравнению с 2016 годом, – 7,3 млн рублей – это не привело к росту числа инвалидов, вовлеченных в спортивное движение. Еще четыре года назад областное министерство спорта предприняло попытку запустить региональную систему по организации физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов. Но, как констатирует аудитор, отсутствие системного финансирования и небольшой охват муниципальных образований не позволили в полную меру осуществить намеченные планы.
Эффект от патриотического воспитания
Аудиторской проверке подверглась и областная госпрограмма «Молодежная политика» на 2014–2020 годы. Первоначально ее исполнителем выступало областное министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике, а после создания в июне 2016 года министерства по молодежной политике перешло в его ведение.
Хотя задачи программы обширны, она имеет слабое финансовое подкрепление. И деньги, по заключению аудиторов, расходуются нерационально. Например, на патриотическое воспитание молодежи выделено всего 7,7% от общего объема средств. В то же время из года в год увеличивается финансирование молодежного лагеря «Байкал». Если в 2014 году он обошелся областной казне в 7,5 млн рублей, то в текущем уже 11,4 млн рублей.
Несмотря на то что расходы возросли, число участников сократилось с 750 человек до 550. Во многом это связано с переориентацией задач молодежного лагеря. Первоначально ставилось целью включение молодых людей в общественно-политическую и социально-экономическую жизнь региона. За последние два года «Байкал» стал экологическим лагерем, а подготовленные его участниками проекты были посвящены лишь одной теме – улучшению экологической ситуации в регионе и стране.
Экология: деньги плохо работают
На рассмотрение комиссии были представлены итоги проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных на исполнение областной программы «Охрана окружающей среды». Проверка была инициирована депутатами ЗС.
По объему выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду мы занимаем третье место в Сибирском федеральном округе, а по количеству накопившихся отходов – девятое место по России. Мы в лидерах по числу лесных пожаров, но проблема борьбы с ними, своевременное их обнаружение не нашли разрешения в программе. По словам аудитора Ларисы Муляровой, ресурсное обеспечение программы за три последних года составило 5,2 млрд рублей, большая часть из которых – 3,3 млрд рублей – федеральные деньги. Отсутствие стратегического планирования привело к тому, что финансирование долгосрочных объектов – полигон твердых бытовых отходов в Черемховском районе и межмуниципальный мусороперерабатывающий комплекс в окрестностях Ангарска, определено только на текущий год.
Использование денежных средств, выделяемых на программу, не может похвастаться высокими темпами. В 2014 году было освоено лишь 90%, в 2015 году – 84,8%, в 2016 году – 85,8%.
По мнению членов комитета, областное министерство природных ресурсов и экологии затягивает реализацию таких проектов, как демеркуризация цеха ртутного электролиза в Усолье-Сибирском.
– Еще в 2014 году проводилась корректировка готового проекта, – напомнил Геннадий Нестерович. – А дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Та же история с ликвидацией лигнина на площадке бывшего БЦБК. Какой уже год говорим об этом, деньги федерация выделяет, а они не осваиваются и возвращаются обратно.