Книга: Человек без совести
Петр Авен
«Время Березовского»
Издательство АСТ. CORPUS
Книга только что вышла, не все ее прочитали, а те, кто прочитал, спешат поделиться своим мнением. Политтехнолог на пенсии Станислав Белковский, один из двух десятков персонажей, знавших Березовского, с которыми разговаривал Петр Авен в своем фейсбуке, пишет: «…Но все же я считаю, что в книге про Бориса Петр Олегович ведет чужими устами свой собственный разговор с покойным. Скорее просто интервьюирует разных знакомых Б.А. Про себя могу сказать, что текст интервью я не визировал, и некоторая неряшливость в отдельных нюансах делает мою точку зрения не совсем моей».
Что ж, по-своему Белковский прав: дать однозначную оценку труду банкира-миллиардера, переквалифицировавшегося в писатели, практически невозможно. «Время Березовского» ведет себя как квантовый объект, постоянно ускользающий от наблюдателя, то он волна, а то – частица, знаешь место, но не знаешь его скорость, узнал скорость, не знаешь, где он находится.
С одной стороны, книга устроена хитро – формально это не жанр «я и Березовский», а скорее «Березовский и все-все». Петр Олегович присутствует не только в вопросах, которые задает интервьюируемым, но и в авторских отступлениях. Однако даже этого Авену кажется недостаточно, с некоторыми из собеседников, например, с Михаилом Фридманом, он выступает буквально дуэтом, припоминая все грехи Бориса Абрамовича.
С другой стороны, может, так и было задумано. «Время Березовского» – не просто книга, а целый мультимедийный проект, предполагающий видеозапись интервью и сайт с материалами. У Петра Олеговича просто накипело, он не столько хочет поговорить о Березовском, сколько о «времени и о себе», попытаться что-то объяснить, а где-то и оправдаться.
Вообще, об этой книге можно говорить бесконечно, это какой-то постмодернистский гипертекст, грандиозный симулякр, черная дыра, утягивающая тебя за горизонт событий.
О Березовском здесь, кажется, сказано все, но одновременно не сказано ничего. Здесь не столько важно о ком говорят, важно – кто говорит. Есть уж совсем какие-то инфернальные персонажи, например, чеченец, бывший начальник охраны Березовского, разруливающий один и без оружия в лихие 90-е любые наезды. Но в основном собеседники Авена – это наша политическая и экономическая элита, бывшая и настоящая, и то, что они говорят, это больше о них, чем о Березовском.