Тот, кто брал Берлин
Гвардии старший лейтенант, командир пулеметной роты 244-го Гвардейского стрелкового полка 82-й Гвардейской стрелковой дивизии Афанасий Иванович Абагаев фигурирует в самом начале траурного списка берлинского Трептов-парка. Уроженец Ольхонского района, кавалер четырех боевых орденов умер от ран в первые дни после Победы над фашистской Германией. Но так получилось, что на малой родине о нем не вспоминали более 70 лет. Благодаря стараниям племянницы героя Зои Болдоновой, которая провела большую изыскательскую работу, имя Афанасия Абагаева появилось на мемориале Славы в поселке Еланцы этой осенью. А накануне этого события она отвезла на братскую могилу, где покоится дядя, горсть земли из его родового селения, которого давно уже нет на карте.
Четыре ордена
Торжественные речи, цветы у памятника советскому солдату, оружейные залпы и новая надпись «Абагаев Афанасий Иванович», выгравированная на мемориале Славы. Этого события его племянница Зоя Анатольевна Болдонова ждала несколько лет. Сама она всю жизнь прожила в Иркутске, но несколько лет назад переехала в Еланцы ухаживать за пожилой мамой. Как-то 9 Мая пошла с Бессмертным полком, взяв фотографию родного дяди, который умер от ран в Берлине 20 мая 1945 года. А потом решила поклониться его имени на поселковом мемориале. К своему изумлению, имени Афанасия Абагаева там не увидела.
– Я позвонила его дочери Любе в Улан-Удэ, спросила, откуда Афанасий Иванович призвался в ряды Красной армии. Она ответила, что из Ольхонского райвоенкомата. Сама Любовь Афанасьевна родилась 9 мая 1941 года, мой дядя тогда был вынужден оставить иркутский мединститут, чтобы кормить семью, устроился учителем в школу деревни Анга. Меньше чем через месяц его призвали в армию. А потом началась война. Он прошел ее с Дальнего Востока, где проходил военную учебу, до Берлина. В военкомате мне пояснили, что бумаги, вероятно, потерялись после каких-то реорганизаций. А более подробную информацию о дяде я нашла позже в архивах и в интернете, – рассказывает Зоя Болдонова.
Племянница героя начала изыскательскую работу. Выяснила, что Афанасий Абагаев был командиром пулеметной роты 244-го Гвардейского стрелкового полка 82-й Гвардейской стрелковой дивизии. Он провел несколько успешных боевых операций, за что был награжден четырьмя орденами – Отечественной войны I и II степеней, Александра Невского и Красной Звезды (посмертно).
Смерь матери, репрессии, бои
После войны почти все родственники Афанасия Абагаева разъехались из Ольхонского района. Поэтому Зое Болдоновой пришлось собирать данные о нем по крупицам. Она выяснила, что судьба у дяди была непростой с детства. Родился он в 1917 году в семье зажиточного крестьянина Ивана Абагаева в несуществующем уже поселении Убуры неподалеку от Косой Степи, куда он маленьким ходил в школу пешком в любую погоду.
Но друг за другом нагрянули в его дом беды. Сначала при родах второго ребенка умерла мать Афанасия. Только отец оправился от горя, нашел вторую жену, как Абагаевы попали под репрессии. Их сослали в Бодайбо.
– Жили они там в землянке, представляете, это в вечной-то мерзлоте. Тогда Иван уже женился во второй раз, и у них с женой родилась дочка Фрося. Они ее двухгодовалую за ногу привязывали к кровати, сами шли на работу на прииск, а Афанасий – в школу. Дядя хорошо учился. Мечтал стать врачом. Видимо, сказалась ранняя смерть мамы. И после возвращения из ссылки поступил в медицинский институт. А когда приехал на свою малую родину, встретил знакомую ему с детства девушку Евдокию, она тоже ходила в косостепскую школу, но из другой деревни – Алагуя. Они поженились, родили ребенка. Учебу пришлось оставить. А потом война. Он писал домой все время. Его дочь Любовь вспоминала, что в последнем письме матери Афанасий Иванович сообщал: «Скоро кончится война, я вернусь домой, и мы родим много-много детей». А уже после Дня Победы она услышала громкий плач матери, получившей похоронку: «Погиб твой отец, Люба».
Спустя много лет сестре Афанасия Ивановича, той самой Фросе, пришло письмо из Волгограда. Его написал однополчанин Абагаева Пантелеймон Степанович Сучков. На тот момент ему было 83 года. Но он хорошо помнил, как будучи солдатом, дружил с офицерами, а особенно с Афанасием Ивановичем. Их объединяла любовь к книгам, в передышках между боями автор письма проводил лекции на литературные темы.
«Афанасий Иванович был хорошим, храбрым офицером. Под его командованием рота творила чудеса. И так мы вместе с ним дошли до Берлина. В боях при штурме Рейхстага Афанасий Иванович был тяжело ранен в живот. Я приходил к нему в полевой госпиталь, разговаривал с ним, он был в памяти и просил не забывать его. С тяжелым осознанием в сердце понял, что вижусь с ним в последний раз. Когда я во второй раз пришел навестить его, он уже умер. Похоронен в Берлине. Ваш брат был замечательный человек, глубоко любил свою Родину, советских людей. Он переписывался с моей семьей, а семья была большая: жена, пятеро сыновей и две дочери. Со мной на фронте было двое сыновей, один из них погиб…» – сообщал в послании однополчанин героя.
Несколько месяцев назад Зоя Болдонова обратилась в мэрию Ольхонского района, в военкомат и совет ветеранов. Рассказала историю своего дяди и везде нашла понимание. Совместно с журналистами местной газеты «Байкальские зори» подготовила буклет об Афанасии Абагаеве. И вот в день празднования 80-летия района историческая справедливость восторжествовала. Имя Афанасия Ивановича было высечено на мемориале.
– Гвардии старший лейтенант Афанасий Иванович Абагаев прошел героический путь от Ольхона до Берлина. Символично, что этот митинг проводится в день юбилея района, ведь мы с вами живем и радуемся жизни только потому, что 72 года назад такие офицеры и солдаты, как Абагаев, сломили хребет врагу, победили самую мощную армию в мире и одержали Победу для нас с вами. Только на таких примерах мы можем достойно воспитать подрастающее поколение, – сказал на митинге мэр Ольхонского района Андрей Тыхеев.
Историческая ошибка
Зоя Анатольевна поведала односельчанам, что этим летом побывала в Берлине, куда ее давно приглашала двоюродная сестра Галина Клосс, которая уехала жить в Германию. Вместе с ней они сходили в Трептов-парк, где стоит знаменитая скульптура советского воина-освободителя с маленькой немецкой девочкой на руках. Там Зоя Анатольевна искала табличку с именем героического дяди. Но так изначально был сделан проект архитектора Евгения Вучетича, что на братских могилах парка, где захоронено 7200 советских солдат и офицеров, их имена не обозначены. Да и установлены еще далеко не все.
Но точно известно, что Афанасий Абагаев похоронен там. В Германии работает архивно-поисковое общество «Obelisk International e.V.». Два года назад оно совместно с профессором, доктором исторических наук Хельгой Кёпштайн при поддержке посольства РФ в ФРГ и берлинского сената начало большую акцию «Солдатские имена над братскими могилами». Ее целью является работа над уточнением и дополнением списка захороненных солдат и изготовлением именных табличек. Дети из российских школ высылали написанные ими на бумаге имена советских воинов, покоящихся в Трептов-парке. Там эти бумажные таблички вывешивают волонтеры в День Победы. Но у общества есть цель установить в парке постоянные таблички с указанием данных захороненных в братских могилах воинов. Немецкий реставратор Оливер Гур даже изготовил пробный экземпляр именной бронзовой плиты. На ней девять имен, второй в этом списке – старший лейтенант Абагаев А.И.
Пока нельзя сказать, будет ли исправлена историческая ошибка, связанная с тем, что в Трептов-парке, который является местом захоронения тысяч воинов последней битвы Великой Отечественной войны, нет именных плит. Зато теперь там есть горсть земли, которую Зоя Анатольевна привезла на братскую могилу из той местности, где когда-то была маленькая деревенька Умбуры. И в Ольхонском районе имя Афанасия Ивановича Абагаева уже не подвергнется забвению – оно высечено в камне.