Инновации от сельских школ
Уникальные образовательные программы и проекты разработаны в сельских школах Куйтунского района. Они учитывают не только специфику каждого населенного пункта, но и позволяют подключить к образовательному процессу все население, представителей власти и бизнеса.
Тулюшкинское соуправление
Школа в поселке Тулюшка – региональная площадка по внедрению современной модели обучения по ФГОС. Своим проектом «Соуправление» местные педагоги делятся с коллегами по всей стране. А начиналось все пять лет назад, когда в школе организовали общественный управляющий совет.
– Наша школа всегда была необычной, по сути, семейной, – рассказывает директор Алена Якубчик. – Обучается в ней чуть более 200 детей, работают 28 педагогов, в основном бывшие выпускники. В педколлективе много семейных пар. И учителя, и родители школьников живут как одна большая дружная семья, вместе решая самые насущные проблемы. Поэтому нам пришла в голову мысль создать управляющий совет, который бы объединил родителей, педагогов, социальных партеров, органы власти и общественность.
Члены совета бывают на уроках, в качестве экспертов присутствуют на промежуточной аттестации учителей, на всех проверочных работах школьников, а каждый учитель представляет свои разработки на их суд. В школе проходит не День открытых уроков, а целая неделя, во время которой родители могут посещать любые уроки и внеклассные мероприятия, а после этого обязательно проводят обсуждение. Именно благодаря этому появляются новые интересные проекты. Так, например, родились «Авторские студии» – своеобразные мастер-классы, во время которых преподаватели и родители обучают ребятишек тому, что умеют делать сами.
– Например, одна учительница обучала старшеклассниц, как красиво завязывать шарфики, я рассказывала, как быть тамадой на семейных праздниках, а мой муж учил мальчишек печь печенье, чтобы порадовать мам на 8 Марта, – рассказывает директор. К проекту подключились родители. Кто-то учил ребятишек, как правильно сажать грядки и выбирать семена, а кто-то показывал, какие удивительные вещи можно делать из обычных сухих древесных корней, как вырезать фигурки ручным лобзиком. Вскоре по инициативе управленческого совета в школе появились ТИГРы – творческие инициативные группы, куда вошли родители, дети и педагоги. Возникла какая-то идея – группа собирается, продумывает план, представляет остальным членам совета на обсуждение и сама проводит мероприятие.
«Семейный волейбол» – одна из таких совместных идей. Теперь эти соревнования в Тулюшке превратились в традиционные. Нынче, например, в них приняли участие 16 семей, в том числе из соседних районов. Не успели старшеклассники заикнуться о желании заниматься на тренажерах – ТИГРы опять пришли на помощь. Папы со своими сыновьями соорудили настоящий тренажерный зал, а заручившись финансовой помощью районной администрации и спонсоров, заодно построили во дворе школы хоккейный корт с теплой раздевалкой. Для патриотического воспитания подрастающего поколения по инициативе ТИГРов при школе открыли клуб «Добрыня», который теперь посещают более 100 ребятишек. Руководит клубом атаман Присаянского казачьего округа Евгений Лузан. В клубе школьников обучают верховой езде и казачьим единоборствам. Чтобы разнообразить досуг, создали в Тулюшке филиал районной художественной и музыкальной школ. Для занятий, опять же, за счет спонсоров специально оборудовали помещение. Теперь несколько раз в неделю из Куйтуна в поселок приезжают педагоги, чтобы обучать здешних ребятишек музыке и художественному мастерству, а еще сотрудники районного детского дома творчества проводят для местной детворы разнообразные кружки. Поскольку в поселке несколько лет назад сгорел клуб, школа по инициативе общественного совета стала информационным центром всего поселка, объединив возможности сельской библиотеки и школьной. А для того чтобы заниматься подготовкой малышей к школе, совет принял решение открыть центр игровой поддержки.
– В нашей школе обучаются ребятишки не только из поселка, но и близлежащих деревень: Широкие Кочки, Малой и Майск, – растолковывает Алена Олеговна. – Ни в одной из них нет детского сада, а малышей много. Если с детьми не заниматься, они приходят в первый класс совершенно неподготовленными. В Майске есть небольшой клуб, где при помощи районных властей мы открыли группу краткосрочного пребывания детей. С детьми занимаются психолог, учителя начальных классов. Теперь мы планируем организовать подвоз, чтобы на занятиях могли бывать малыши из деревень Широкие Кочки и Малой.
От зернышка до хлебушка
Центр образования «Каразей» – яркий пример агробизнесобразования. Дети выращивают в теплицах помидоры, огурцы и болгарский перец, на грядках растят овощи, картофель, плодово-ягодные кустарники. Полученный урожай позволяет обеспечивать всех учеников в течение учебного года комплексным обедом из трех блюд, а для школьников младших классов здесь и вовсе организовано двухразовое питание. Кроме растениеводства каразейские школьники занимаются животноводством. При школе создана небольшая свиноферма, где содержится более 30 голов свиней. Комбикормом животных обеспечивает градообразующее предприятие поселка – СПК «Колхоз «Труд». А на деньги, вырученные от реализации мяса, практически содержится вся школа: проводится текущий ремонт зданий, приобретается пиломатериал, моющие средства, электротовары, спортивный и учебный инвентарь.
Стоит отметить: при очевидной финансовой выгоде агрообразование в первую очередь положительно влияет на сам учебный процесс. Полученные на практике знания ребята успешно применяют в своих исследовательских работах, участвуют в научно-практических конференциях и семинарах. Так, под руководством преподавателя биологии Нины Порфирьевой школьники занимаются исследовательской работой по селекции семян зерновых культур. А на мини-свиноферме изучают различные породы животных. Буквально на днях ферма пополнилась новыми «экземплярами» – свиньями породы венгерская мангалица. В планах юных животноводов – приобрести вьетнамскую вислоухую породу свиней, а еще вывести свою, «каразейскую», скрестив «иностранных» хрюшек с местными представителями животных.
На уроках технологии мальчишки изучают устройство сельскохозяйственной техники, а потом применяют полученные знания уже за штурвалами тракторов, грузовых машин и комбайнов – в школе есть небольшой собственный автопарк. Девочки, изучив премудрости кулинарии по книгам, тоже могут похвастаться умением на практике. Директор пояснила: для реализации концепции агробизнесобразования в прошлом учебном году в Каразейском центре был разработан комплексный проект «От зернышка до хлебушка», объединяющий всех ребятишек – от детского сада до выпускников, в котором подробнейшим образом прописан весь аграрный процесс, начиная от выращивания сельхозкультур до получения готовых продуктов и их реализации. Благодаря грантовой поддержке депутата Законодательного Собрания Иркутской области Дмитрия Баймашева, Каразейский центр образования приобрел тестомес, и теперь девочки при прохождении курса «Кулинария» практическую часть проходят на базе школьной столовой. Процесс хлебопечения, по заверению Ираиды Васильевны, настолько увлек юных хозяек, что теперь они проводят настоящие кулинарные поединки, выискивая старинные секреты выпечки, а также придумывая собственные рецепты.
– Мы тесно взаимодействуем со всеми нашими аграрными предприятиями: СПК «Колхоз «Труд», крестьянско-фермерскими хозяйствами, – подчеркивает Ираида Куликова. – Наверняка эти хозяйства могли бы обойтись без ребят, но благодаря им у детей нет времени праздно болтаться на улице, они заняты трудом, чувствуя свою значимость и причастность к настоящему делу. И самое главное – школьники учатся работать в трудовом коллективе, учатся трудовой дисциплине и гордятся заработанными собственным трудом деньгами.
Социальный успех «Возрождения»
Еще один необычный проект – «Школа социального успеха» – реализуется в Центре образования «Возрождение», расположенном на станции Куйтун. Цель его – создать условия для социализации детей в обществе. «Возрождение», как и «Каразей», тоже объединяет детский сад, школу и систему дополнительного образования. Здесь, как и в предыдущих школах, ведется агробизнесобразование – есть теплицы и пришкольные участки, школьники проходят профессиональные пробы в КФХ, районной больнице, пекарне, на деревоперерабатывающих предприятиях. Разработана программа по военно-патриотическому воспитанию, реализующаяся совместно с клубом «Сыны Отечества», где ребята занимаются строевой и стрелковой подготовкой, изучают борьбу, самбо, ведут поисковую работу. А еще в образовательном центре есть настоящий пресс-центр. Ученики выпускают газету «Курьер», освещая самые значимые моменты школьной жизни. Немало материалов в «Курьере» посвящено необычному экопроекту «Чистое озеро», претворить который в жизнь помог местный предприниматель.
– Недалеко от школы у нас расположено удивительно красивое озеро, – рассказала суть экопроекта директор образовательного центра Марина Третьякова. – Летом дети чистили его берега, устанавливали таблички, распространяли листовки, а еще, чтобы люди не забывали вести себя прилично, оформили экоостановку. На деньги, выделенные спонсором, была куплена краска, и школьники в назидание взрослым превратили ее в яркий трехмерный экоплакат.
В планах местных школьников разрисовать все автобусные остановки, ведь они, по заверению ребятишек, не только помогут поднять настроение унылой зимой, но и заставят людей задуматься о сохранении природы.