Человек-оркестр
Выставка одного из самых известных иркутских художников «Виталий Смагин. Живопись, графика» открылась в Художественном музее. Она посвящена 80-летию автора мемориала «Вечный огонь», почетного гражданина города, основателя кафедры монументально-декоративной живописи и дизайна ИРНИТУ.
– Эта ретроспективная выставка охватывает все периоды жизни и творчества Виталия Смагина. Здесь мы можем увидеть, как менялся его живописный язык, – отметила директор Художественного музея Наталья Сысоева. – В 1970-х годах он был крепкий реалист сурового стиля, потом мы видим, как он увлекается темой мифотворчества наших коренных народов, и этот стиль получил в искусствоведении особое название – сибирская неоархаика. Помимо больших живописных полотен здесь есть потрясающие этюды и большая серия графики. В экспозиции представлено более 70 работ. Это портреты современников, городские пейзажи, реалистические сюжетные картины, а также абстрактные произведения. Причем они развешаны не только на стенах, но и на специальных выгородках в центре зала. Такое архитектурное решение для пространства придумал когда-то сам Виталий Смагин, чьи выставки проходили здесь не раз.
– Виталий Смагин – основатель целого художественного направления монументально-декоративной живописи в Сибири, именно он начал создавать его с нуля в иркутском техническом университете, – отметила заведующая кафедрой монументально-декоративной живописи и дизайна ИРНИТУ Ольга Игнатьева. – В итоге теперь все здание вуза – это фактически музей современного искусства, где каждая стена украшена произведениями монументально-декоративной живописи, выполненными его учениками. Кроме того, этот человек философски подходил к любой проблеме, и он научил нас смотреть позитивно на жизнь и видеть лучшее в людях. Виталий Смагин родился в 1937 году в селе Новобратцево Московской области. Окончил Иркутское художественное училище, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище.
– Я учился у Глеба Савинова, у которого отец был учеником Репина и Кордовского, – рассказывал Виталий Смагин в одном из интервью газете «Областная». – Сам он учился у Машкова, а Машков у Серова. И второй мой мастер – Георгий Рублев – тоже учился у бубнововалетцев. Это иные представления о колоризме и создании произведения. Это умение сначала замыслить, увидеть образ, а потом найти средства для его выражения. Художник мастерски переводил эти образы в поэтический язык живописи, создавая с помощью цвета и фактуры насыщенные ритмические полотна.
Выставка картин Виталия Смагина будет работать до 4 февраля.