То, что осталось за кадром
В иркутском Доме кино открылась выставка фотографий со съемок фильмов известных российских режиссеров. Посетители смогут заглянуть за кулисы творческой работы Никиты Михалкова, Михаила Ромма, Ролана Быкова, увидеть, как снимались знаменитые кинокартины «Афоня», «Родня», «Тихий Дон» и многие другие.
Всего в экспозиции – 20 фотографий из фондов Государственного центрального музея кино в Москве.
– Когда я впервые увидела эти снимки, то была поражена, как точно передана атмосфера на съемочной площадке, насколько содержательны эти работы, – говорит председатель Иркутского областного отделения Союза кинематографистов России Ольга Бельская. – Чтобы усилить это впечатление, мы решили показать на открытии выставки закадровую работу, так называемый бэкстейдж, с иркутских съемок фильмов «Облепиховое лето» о жизни драматурга Александра Вампилова и «321-я Сибирская» о Сталинградской битве.
Иркутянка Полина Степанова показала зрителям бэкстейдж-сюжеты о том, как снимается кино в Приангарье.
– На съемки «Облепихового лета» я попала в качестве второго осветителя, но, оказавшись на месте, получила возможность снимать видео, – рассказывает она. – Достала любительскую камеру, которую брала, чтобы сохранить на память фрагменты со съемок, и начала фиксировать все до мелочей. Звук записывала при помощи рации, что впоследствии стало необычным художественным приемом в киносюжете.
Во второй половине съемочного дня села батарея на камере, и последние сцены, где Вампилова выносят на берег, Полина снимала на телефон, держа в одной руке мобильник, а во второй – световое оборудование. То есть совмещала операторскую работу с обязанностями осветителя.
– Съемка была под угрозой срыва, деревянную лодку не могли спустить на воду из-за сильных волн, – вспоминает она. – К счастью, было найдено решение поставить судно торцом к берегу, что позволило спустить лодку на воду и начать съемку.
Во время трехдневной съемки народного фильма «321-я Сибирская» Полине Степановой удалось запечатлеть воссозданные в Свирске события битвы за Сталинград, фрагменты съемочного процесса.
– Взрывы оглушали. Огонь и густой дым вызывали кашель. Бесстрашный оператор Дмитрий Слободчиков занял место в максимальной близости от взрыва, мне удалось снять план в горящем здании, где сквозь лучи и огонь виднелся силуэт солдата. Удалось также поймать уставшие, взволнованные лица актеров, – признается она.
Полина планирует и дальше осваивать нюансы производства бэкстейдж-сюжетов. Для нее этот жанр привлекателен тем, что включает в себя как игровую, так и документальную форму, позволяя снимать игру актеров и работу съемочной группы. Начинающий кинематографист призналась, что развиваться ей помогают обучающие курсы. Например, она уже подала заявку на участие в сценарной мастерской SiberiaDOC, которая будет запущена в Иркутске через пару месяцев.
Два бэкстейдж-сюжета Полины Степановой на основе иркутских игровых фильмов войдут в киножурнал «Земля у Байкала – 2017» и будут презентованы вместе с другими сюжетами летописи в феврале.
Экспозиция «Снимается кино» будет работать до конца января.